Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+25+15

Мнения

А
А

Музей в Иерусалиме в честь христианских сионистов

Христианский сионизм, определяемый как идея о том, что Божье обещание Израилю должно быть выполнено с помощью человеческих рук, насчитывает сотни лет.

17.03.2020
The Friends of Zion Museum
Фото: Wikipedia

Майкл (Майк) Эванс, американский писатель и журналист, а также христианин, который сделал поддержку Израиля делом своей жизни, теперь построил ультрасовременный музей в центре Иерусалима. Это здание, Музей друзей Сиона, предлагает как просвещение, так и дань уважения христианам, которые помогли создать еврейское государство. Кем были и являются эти христиане?

Христианский сионизм, определяемый как идея о том, что Божье обещание Израилю должно быть выполнено с помощью человеческих рук, насчитывает сотни лет, будучи творением протестантской Реформации. К середине 1600-х годов он завоевал сторонников среди голландских, английских, шотландских и ранних американских кальвинистов, немногие из которых когда-либо видели настоящего еврея. В начале 1800-х годов его популярность возросла в Англии, а позже в том же веке он нашел сильный отклик в Соединенных Штатах. Сегодняшние евангелисты, хорошо знакомые с историей древних израильтян, как правило, придерживаются той же точки зрения. Ко всему этому в 20-м веке добавилось еще более убедительное обоснование христианского сионизма, а именно, чудо самого современного Израиля.

Хотя в 1948 году, сразу после Холокоста, большинство порядочных людей сочувствовали тяжелому положению евреев в Палестине, более искушенные «знали», что у молодого еврейского государства не было ни единого шанса против объединенных сил вторжения арабских армий. Затем произошло чудо 1948 года, за которым последовало еще одно чудо в июне 1967 года и еще одно в октябре 1973 года. В то же время библейское обещание собрать изгнанников можно было увидеть на экране телевизора и в реальном времени, когда выжившие евреи выходили из нацистских лагерей смерти, а другие – из деревень Марокко, Казахстана и Йемена, настолько удаленных, что они казались пришельцами из другого века. Христиане, живущие в западных обществах, где искушенные утверждали, что Бог мертв, могли видеть, что чудеса, происходящие у них на глазах, были неопровержимым доказательством обратного.

Именно историю этих людей рассказывает Музей друзей Сиона. Являясь действующим учреждением, Музей друзей Сиона входит в растущую категорию интерактивных музеев, в которых нет физических экспонатов. Здесь нет ни картин, ни исторических фотографий, ни оригинальных документов в витринах. Вместо этого его многочисленные залы образуют виртуальные выставки «Визионеры», «Мечтатели» и «Храбрецы», рассказывающие о христианах, которые выступали за создание еврейского государства задолго до того, как эта перспектива казалась политически реалистичной. Экскурсия по музею начинается в большом зале, пол которого окрашен в цвет моря, а из кромки воды поднимается рельефная карта территорий двенадцати колен на древней Земле Израиля. Экран над картой заполняет всю стену.

После видеоприветствия Шимона Переса вы увидите потрясающе красивые виды пустынь и холмов, ферм, городов, древних руин и современных небоскребов Израиля, в то время как на заднем плане тихо играет мелодия «Хатиквы». Кульминация музыки наступает в момент, когда на экране Эванс поднимается по гребню с потрясающим видом на Негев позади него. Три тысячи лет назад, говорит он, еврейский народ прошел этот путь в ответ на обещание Всевышнего. Еврейское царство, которое они создали, снова и снова разрушалось, чтобы, в конечном счете, возродиться, как и обещал Б-г, и это возрождение стало таким замечательным, что «даже скептики называют его чудом». Отсюда экспозиция ведет посетителя от обещания Г-спода Аврааму к современной государственности по пути звука и изображения.

В некоторых залах исторические персонажи, кажется выходят из своих портретов, чтобы поговорить с посетителями; в других большие скульптуры превращаются в видеоэкраны, когда свет тускнеет; в другом Элис и Лоуренс Олифанты, Джосайя Веджвуд и другие исторические персонажи появляются из фресок, чтобы объяснить свои индивидуальные роли. Возьмем Энтони Эшли-Купера, 7-го графа Шефтсбери. Шефтсбери родился в 1801 году и был членом англиканской церкви, и, одновременно, христианином-евангелистом, убежденным, что возвращение евреев домой на землю Израиля ускорит второе пришествие Иисуса. Но он был также политиком, избранным в парламент в 1826 году и введенным в Палату лордов после смерти своего отца в 1851 году. Активно выступая внутри страны за социальные реформы, в сфере внешней политики он утверждал, что еврейское государство оказалось бы полезным союзником в открытии для Англии пути в Индию через Суэц. В 1838 году, будучи президентом Лондонского общества поощрения христианства среди евреев, он убедил лорда Пальмерстона назначить первого британского консула в контролируемом османами Иерусалиме.

На выставке «Храбрецы» полковник Джон Генри Паттерсон, еще один друг Сиона, выходит из своего портрета, чтобы рассказать, как британская армия на Ближнем Востоке во время Первой мировой войны нуждалась в местных людях, чтобы помочь бороться за дело союзников, но не хотела принимать евреев. Паттерсон, по настоянию и при незаменимой помощи Зеева Жаботинского и Иосифа Трумпельдора (хотя ни один из них не упоминается), сформировал Сионский корпус погонщиков мулов, подразделение из палестинских евреев-добровольцев, и командовал им. Позднее корпус был расширен и переименован в Еврейский Легион, участвовавший в успешных британских усилиях по вытеснению Османской империи из Палестины. Здесь есть и более знакомые фигуры.

В их число входят королева Виктория, покровительница Фонда исследования Палестины, и Эдвард Робинсон, ученый-библеист и археолог: два христианина викторианской эпохи, чья вера привела их к поддержке проектов археологических раскопок в эпоху все возрастающего — хотя и ошибочно – убеждения, что библейские люди, здания и события были просто мифами, не подкрепленными никакими вещественными доказательствами.

Среди влиятельных политиков в начале 20-го века в музее фигурируют две личности: министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур, подписавший знаменитый документ от ноября 1917 года, в котором говорится о поддержке Британией «создания в Палестине национального дома для еврейского народа» и премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж, который обеспечил принятие Декларации и сыграл ключевую роль в получении Британией послевоенного мандата на Палестину. Оба они выросли в семьях евангелистов, и каждый из них был гораздо более сочувствующим сионизму, чем большинство англикан (с такими заметными исключениями, как королева Виктория и позже, конечно же, Уинстон Черчилль).

Вероятно, самым неожиданным христианским сионистом в музее является Джордж Буш, профессор-библеист в Нью-Йоркском университете и дальний родственник будущих американских президентов. В 1844 году Буш опубликовал книгу «Долину видения» или «Сухие кости Израиля ожили», утверждая, что настал момент для евреев вернуться на Святую Землю, создать правительство, принять христианство и стать христианскими миссионерами. Буш, который, кажется, был чем-то вроде интеллектуального фрика, затем отказался от традиционного христианства, чтобы стать сведенборгианцем.

Как ясно показывают эти и другие примеры, христианский сионизм исторически охватывал широкий спектр типов, от теоретизирования профессора Буша до активной программы обучения палестинских евреев военному делу, возглавляемой в конце 1930-х годов офицером британской армии Ордом Уингейтом, до готовность президента Гарри Трумэна отдать американский голос в ООН за создание еврейского государства. Что у них всех было впечатляюще общим, — это поддержка еврейского государства на Святой Земле. Есть одна особенность, которую следует отметить.

Рассказывая их историю, Музей друзей Сиона сравнивает вклад христиан в дело сионизма с героизмом Праведников народов мира, которые спасали жизнь евреям в оккупированной нацистами Европе. Дело обстоит примерно так: на протяжении большей части современной истории сионизм был социально и политически неправильной позицией. Правда, во второй половине 20 века был небольшой перерыв. Но в наше время сионизм снова стал объектом стигмы, если не анафемы. Поэтому быть христианским сионистом требовало особого мужества.

В продолжение этой аналогии музей посвящает большой раздел историям христиан, таких как Корри тен Бом, которые проявили действительно большое мужество в оккупированной нацистами Европе. Голландская кальвинистка, никогда не состоявший в браке тен Бом, потратила много времени и денег на создание клубов христианских девушек и помощь бедным. Затем, в 1941 году, вместе со своей сестрой и отцом она стала частью подпольного движения, которое скрывало евреев и сумело вывезти некоторых из них из страны. Корри тен Бом была схвачена, но выжила в нацистской тюрьме; ее отец и сестра погибли. В 1983 году Майк Эванс приобрел здание, где когда-то жила семья тен Бом, и превратил его в музей. В Музее друзей Сиона посетители теперь могут видеть изображения убежищ, где прятались евреи, и восхищаться христианскими убеждениями, которые заставили эту семью рисковать собственной жизнью, чтобы спасти евреев и других, спасавшихся от ареста нацистами.

Действительно, нам говорят: «Без их мужества не было бы никого, кто мог бы создать нацию, когда пришло время». Очевидно, что создатели музеев не более других сопротивляются неподобающим преувеличениям. Неудивительно, что некоторые евреи питают сомнения по поводу Майка Эванса – хотя и не из-за его преувеличений, а по другим причинам. Что касается верующих евреев, то причины этого во многом связаны с тем, что в 1970-х годах он возглавил организацию «Бней Иешуа», посвященную обращению евреев. Однако сегодня, как и большинство глубоко верующих евангельских христиан, он, похоже, отодвинул на задний план основной христианский императив — евангелизацию. Сам Эванс, сын отца-христианина и матери-еврейки, все еще сохраняет надежду, что когда-нибудь все люди мира примут христианство. Тем не менее, он посвятил десятилетия своей жизни активной поддержке еврейского государства — совсем недавно построив этот впечатляющий Иерусалимский музей, который является песней о любви к сионизму.

Безусловно, ландшафт еврейских настроений настолько разнообразен, что среди тех евреев, которые не любят или не доверяют христианскому сионизму, немало тех, кому также не по себе от еврейского государства. Со своей стороны, музей приветствует посетителей всех конфессий и всех точек зрения, и мало что в нем, вероятно, заставляет большинство посетителей-евреев чувствовать дискомфорт. Однако, по правде говоря, Музей друзей Сиона был построен не для израильтян, не для евреев. Это, скорее, замечательное дополнение к местам в Иерусалиме, которые захотят посетить туристы-христиане, и где, засвидетельствовав и вновь пережив многочисленные вклады христиан в еврейскую государственность, они найдут достаточную причину, чтобы чувствовать гордость.

В заключительной экспозиции звук и видеоизображения поддерживают Эванса, когда он напоминает посетителям, что с поражением и изгнанием два тысячелетия назад обещание Г-спода Израилю «казалось, закончилось». После этого, продолжает он, евреи век за веком «сталкивались с отвержением, преследованием и даже сталкивались со смертью от рук тех, кто не верил этому обещанию, и не собирался позволять этому исполниться». И все же, заявляет Эванс: «Евреи нашли других, кто верил в древние пророчества, предложивших свою помощь, чтобы исполнить их. «Их будут называть христианскими сионистами». И это их музей.

mosaicmagazine.com

Источник: Лехаим

Читайте также