Читайте также
Александровское подворье в Иерусалиме еще в конце 2019 года передано в собственность России, утверждает израильская газета "Маарив". Издание приложило якобы подтверждающий это документ, связав при этом передачу подворья с помилованием израильтянки Наамы Иссахар, осужденной за транспортировку гашиша. Правда, если внимательно присмотреться к скриншоту, то ни одного слова о подворье в тексте нет, а сам документ являет собой лишь заявку на продление регистрации некоей недвижимости.
Официальные лица еврейского государства сообщили, что начата процедура выяснения права собственности на комплекс зданий, и если в течение 60 дней никто не опротестует это решение, то подворье будет передано российской стороне. Ранее помощник президента России Юрий Ушаков отметил, что процесс передачи подворья идет "в положительном направлении", однако еще "не все юридические формальности завершены". В то же время адвокаты, представляющие интересы мюнхенского Православного палестинского общества, уже якобы направили запросы в МИД и Минюст Израиля для подтверждения сведений "Маарив". Если они подадут в суд, то процесс реституции здания российской стороне будет приостановлен, а вопрос, кто именно станет полноправным владельцем подворья, на долгое время останется открытым.
Александровское подворье представляет собой архитектурный комплекс, расположенный всего в нескольких десятках метров от храма Гроба Господня. Его история восходит к 1859 году, когда русский консул в Иерусалиме Владимир Доргобужинов и член Государственного совета Российской империи Борис Мансуров приобрели здесь несколько участков земли. Изначально предполагалось, что на этой территории будет возведено русское консульство. Однако позже на участках было выявлено наличие нескольких археологических культурных слоев и со строительством посольства было решено повременить. Сделка обошлась представителям империи в 40 859 франков, а купленная земля имела общую площадь 1433 кв. м. Лишь в 1881 году, после посещения Святой земли великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем, было решено на принадлежащем России участке создать Императорское православное палестинское общество (ИППО), первым председателем которого стал великий князь Сергей Александрович.
В 1887 году от турецких властей, под чьим протекторатом находилась тогдашняя Палестина, а также от Иерусалимского патриархата было получено разрешение на "постройку над раскопками". Строительство комплекса завершилось в 1891 году. Тогда же он получил название "Русский дом" и был освящен начальником Русской духовной миссии на Святой земле архимандритом Антонином (Капустиным). Домовая церковь семьи Романовых появилась позже – к 1896 году, и была освящена в честь святого Александра Невского. Впрочем, наименование "Александровское" подворье получило не столько в честь святого, сколько в честь русского императора Александра III, который щедро финансировал как покупку участка и археологические работы на нем, так и строительство комплекса, и считается основателем ИППО.
Уже в 1914 году из-за осложнения отношений России с Османской империей русские подданные массово высылались со Святой земли. Часть строений подворья оказалась занята турецкими войсками. В 1917 году России и вовсе стало не до своей зарубежной недвижимости: в стране свершилась революция, результатом которой стало прекращение правления династии Романовых. В марте 1917 года великая княгиня Елизавета Федоровна – жена Сергея Александровича, возглавлявшая ИППО после убийства мужа в 1905 году, отказалась далее руководить обществом, и его новым главой был избран князь Алексей Ширинский-Шихматов. Последний в 1918 году бежал из революционной России сначала в Германию, а потом во Францию, однако до конца жизни считал себя председателем ИППО и даже создал совет зарубежной части этой православной организации, убрав из ее названия слово "императорское". Туда вошли некоторые из ее прежних членов, оказавшиеся в эмиграции. Российская же часть общества была переименована в том же 1918 году в Российское палестинское общество (РПО) при Академии наук. Активную деятельность оно вело до середины 1930-х годов, а затем вплоть до начала 1990-х практически прекратило свое существование. Вторую жизнь, по сути, обрело только 25 мая 1992 года, когда Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о восстановлении исторического наименования и рекомендовал правительству России принять необходимые меры по возвращению ИППО его имущества и прав в России и за рубежом. При этом российское ИППО отрицает правомочность мюнхенского ППО, хотя представители последнего, официально зарегистрированного в Германии как "Russian Orthodox Society Holy Land – Русское православное общество Святой земли", до сих пор занимают Александровское подворье.
"Так сложилось еще со времен британцев, под чьим управлением находилась Палестина после Первой мировой войны, которые признали именно западную ветвь Православного палестинского общества. Они-то и дали ему легитимацию. А у российского отделения ИППО легитимация появилась только с 1948 года, после создания Государства Израиль. Поэтому Александровское подворье сегодня и занимает мюнхенское Orthodox Society Holy Land", – пояснил "НГР" историк и экскурсовод по Святой земле Денис Златопольский.
В 1948 году в результате войны за независимость Израиля Иерусалим был разделен, и его Старый город до Шестидневной войны 1967 года оказался под оккупацией Иордании. И в то время как на территории Западного Иерусалима находящиеся под контролем Израиля здания и подворья, построенные до Октябрьской революции 1917 года, передавались СССР, а монастыри – под управление Московского патриархата, это не коснулось Александровского подворья. Не затронула судьбу здания и "апельсиновая сделка" между СССР и Израилем в 1964 году, в ходе которой правительство Страны Советов продало государству 22 объекта недвижимости общей площадью около 167 тыс. кв. м за 3,5 млн израильских лир (4,5 млн долл.).
После того как российское ИППО в 2007 году возглавил Сергей Степашин, правительство Израиля в 2008 году вернуло России несколько объектов, в том числе Сергиевское подворье. В начале 2010-х годов ИППО вместе с МИД РФ стали активно поднимать вопрос и о возвращении России Александровского подворья. А в 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Управление делами президента должно провести необходимые юридические процедуры по оформлению прав России на Александровское подворье и церковь Александра Невского в Иерусалиме. Все необходимые бумаги тогда же были поданы на рассмотрение в Министерство юстиции Израиля.
Руководство российского ИППО тему возвращения подворья и шумихи вокруг этого предпочитает не комментировать. В Мюнхене же новость о якобы состоявшейся передаче собственности России приняли с недоумением и удивлением. "Мы не ожидали этого, и нас никто не уведомлял. И по сей день нам никто никаких указаний не давал. Борьба за Александровское подворье идет десятки лет. И сейчас мы понимаем, что во всей этой большой игре мы стали разменной монетой номиналом в девять граммов гашиша", – заявил "НГР", намекая на загадочную историю осуждения и освобождения Наамы Иссахар, глава "Russian Orthodox Society Holy Land – Русское православное общество Святой земли" Николай Воронцов-Гофман. Он также заметил, что сейчас адвокаты общества "работают в нужном направлении". Воронцов-Гофман напомнил, что, когда он вступил на пост председателя немецкой ветви общества в 2004 году, здание подворья ему досталось в аварийном состоянии. "Я принял здание, закрытое распоряжением муниципалитета Иерусалима, в очень тяжелом состоянии. С тех пор мы провели невероятный капитальный ремонт, большие реставрационные работы, которые продолжаются по сей день. Мы построили под сводами здания уникальную часовню Федоровской иконы Божией Матери в память убиенных членов дома Романовых и всех, кто погиб в Гражданскую войну и кому пришлось покинуть родные места и упокоиться в эмиграции. Помимо реставрационных и ремонтных работ, все эти годы мы оплачивали и содержание здания. Все это исчисляется миллионами", – уверяет Воронцов-Гофман.
Денис Златопольский считает, что передача подворья никак не связана с помилованием Наамы Иссахар, просто эти два события совпали по времени. Историк также выразил удивление, что дело по Александровскому комплексу рассматривается в Минюсте Израиля. "Здание не имеет никакого отношения к Государству Израиль. То, что российская сторона требует именно от Израиля решить вопрос о передаче подворья, фактически является признанием де-юре права Израиля решать такие вопросы в Восточном Иерусалиме. Вообще, действительно, это очень сложный момент. Поскольку Восточный Иерусалим находится в некотором статус-кво и тут больше работает не судебный принцип, а принцип "принято – не принято". Поэтому каждый момент здесь надо рассматривать отдельно. Например, с той же Храмовой горой. С одной стороны, там есть израильское присутствие, с другой – вакф (исламское имущество религиозного и благотворительного назначения. – "НГР") с управляющим центром в Иордании. Поэтому это очень непростой момент", – заключил Златопольский.
Бывший первый секретарь посольства России в Израиле, действительный член ИППО Михаил Якушев в разговоре с "НГР" заметил: "Исторически – и у нас есть эти документы – спорный участок был куплен на деньги российской казны и русского правительства. При этом когда оформлялся этот участок, то по требованию патриарха Иерусалимского он был записан не на ИППО, а на дом Романовых, что сделало его государственной собственностью. Израиль действительно долго не трогал Александровское подворье по чисто политическим соображениям. В 1991 году в Мадриде прошла мирная конференция при участии представителей Израиля, палестинцев и арабских стран. По договоренности между Израилем и Палестиной окончательный статус Иерусалима должен был быть решен на финальной стадии этих переговоров. Однако мирный процесс потом забуксовал, а сейчас и вовсе оказался под угрозой, в том числе из-за выдвинутой Трампом "сделки века", которая не принимается на Ближнем Востоке. Поскольку еще в 1980 году в Израиле был принят не признанный другими государствами закон о том, что Иерусалим является не только единым и неделимым, но и столицей государства, то статус Восточного Иерусалима до последнего времени никак не был урегулирован".
Якушев также отметил, что "был очень удивлен", узнав о возможной передаче подворья. "В мою бытность дипломатом, когда мы пытались привлечь израильскую сторону к необходимости возвращения русской недвижимости, они находили тысячи причин, чтобы этого не делать, – рассказал он. – Что произошло сейчас, сказать трудно. При этом они зачем-то эту информацию еще и сделали открытой, хотя изначально договоренность была о том, что, несмотря на то что решение было принято, до того как подворье плавно не перейдет России, об этом никто говорить не будет. Не знаю, умышленно это было сделано или нет, но теперь скорее всего процесс может затянуться". Однако шансы перейти в собственность РФ у подворья есть благодаря внесению поправок в Конституцию РФ, продолжает историк. "Если в преамбулу обновленной Конституции будет вписано положение о том, что Россия является правопреемницей не только Советского Союза, но и Российской империи, то никто больше не сможет сослаться на какие-то другие государства, которые также имеют претензии на объекты русской недвижимости в Израиле", – заключил Якушев.