Читайте также
На фоне "Форума Катастрофы" появляется множество материалов, посвященного тем или иным аспектам, связанным этой темой. "ХаАрец" публикует любопытную статью Офри Илани относительно оригинального произраильского течения в Германии под названием "антинемцы".
Оно зародилось в конце 1980-х годов, как ответвление левых маоистов, которые попросту отрицали легитимность немецкого народа после нацизма, в духе лозунга "Германия - никогда больше".
Офри Илани полагает, что для "антинемцев" в последние два десятилетия главным было безудержно атаковать всех, кто хоть немного критикует израильскую политику. Он утверждает, что согласно их "упрощенным взглядам" антисемитизм является источником всего зла, а Израиль - ответом на антисемитизм, и, таким образом, представляет собой абсолютное добро.
По мнению Илани, в настоящее время сторонники движения "антинемцев" являются движущей силой критики в адрес тех учреждений в Берлине, которые занимаются еврейской историей и исследованиями антисемитизма.
В частности, он пишет, что Еврейский музей в Берлине стал объектом особенно яростного наступления произраильских активистов до такой степени, что директор музея Петер Шефер был вынужден уйти в отставку. После того, как на странице музея была опубликована статья, которая подразумевала поддержку движения BDS, было заявлено, что Шефер лично поддерживает BDS и поэтому является антисемитом.
Впоследствии обвинения были обращены также на другого ученого, Ясмин Шуман, которую обвинили в том, что она осмелилась сравнить антисемитские атаки с нападениями на мусульманских мигрантов.
Томас Тиль, редактор "Франкфуртер альгемайне" написал статью, в которой заявил, что Шуман превратила Еврейский музей в центр "политического ислама".
Как утверждает Илани, интеллектуальная и академическая полемика в Германии сегодня постоянно отклоняется в сторону израильских правых. Как полагает автор, "идеи и мнения, которые могут быть высказаны в израильской академической среде без особых проблем", вызывают огромный шум в Берлине. Он отмечает, что "возмущенные немцы, некоторые из которых являются потомками нацистов, без колебаний нападают на еврейских и израильских левых".
На взгляд Илани "антинемцы" напоминают произраильских евангелистов или ультраправые группы".
Размышляя о полемике вокруг антисемитизма через 75 лет после освобождения Освенцима, он полагает, что приравниване критики Израиля к антисемитизму становится все популярнее, а любая другая точка зрения агрессивно отвергается. По его мнению, сбор мировых лидеров в Иерусалиме в честь освобождения Освенцима воплощает концепцию реальности, которая подчиняет историю и мораль современным интересам израильского правительства. Таким образом, День Катастрофы становится "Днем Ирана". Согласно новой версии Катастрофы, Гитлер был просто предшественником Али Хаменеи, а Биньямин Нетаниягу - современное воплощение Анны Франк.
На наш взгляд, сомнительная шутка насчет Анны Франк выражает всю сомнительность авторской концепции критики движения "антинемцев". Разве Иран не призывает постоянно к уничтожению еврейского государства? Что же неправдоподобного в сравнении Али Хаменеи с Гитлером? Почему потомки нацистов, осознавшие свою вину и признавшие свою ответственность, не могут выражать солидарность с Израилем? Разве не об этом твердили все правительства Израиля?
Разве не странно, что директор Еврейского музея в Берлине пусть и косвенно выражает протест против осуждения бундестагом движения BDS, запятнавшее себя многочисленными проявлениями антисемитизма? Разве Еврейский музей - это наилучшее место для борьбы с исламофобией, которой увлекалась Ясмин Шуман. И критиковали руководство Еврейского музея отнюдь не только "антинемцы", но и многие лидеры еврейской общины в Германии, как например глава Центрального совета евреев Германии Йозеф Шустер.
Разве у Израиля так много сторонников в Европе, чтобы пренебрегать ими? Допустим, что взгляды "антинемцев" близки к взглядам израильских правых. Разве они не вправе выражать свое мнение, точно так же, как гораздо более значительное число представителей традиционных левых партий выступают с антиизраильских и антисемитских позиций, как получивший печальную известность лидер английских лейбористов Джереми Корбин.
Офри Илани пишет, что Израиль - это не вся история. Но другой истории у Израиля нет и Катастрофа - ее часть. Действительно, к большому сожалению, разные политические силы используют Катастрофу в своих политических целях.
Автор справедливо отмечает, что в основе идеологии "антинемцев" лежит, по-видимому, "единственный императив, провозглашенный философом Теодором Адорно: обязательство сделать все, чтобы не допустить повторения Освенцима". Но что плохого, если этот императив, кроме израильтян, будет исповедовать еще и часть немцев.