Читайте также
В спецслужбах Израиля раздаются критические голоса в адрес израильских политиков, от которых зависит отношения нашей страны с Иорданией; первые утверждают, что необходимо проявлять предельное внимание и такт в этом вопросе, поскольку иначе это ударит по чувству собственного достоинства властей хашимитского королевства.
Кроме того, исключение Иордании из дискуссий об Иерусалиме может нанести серьезный ущерб координации по проблемам безопасности и воспрепятствовать сотрудничеству между двумя странами.
Предстоящей проверкой на прочность может стать объявление "сделки века" - мирного плана урегулирования ближневосточного конфликта, разработанного в Белом доме, а, может быть, это произойдет и раньше из-за напряженных событий вокруг Храмовой горы, куда были вовлечены в последние недели сотрудники служб безопасности.
ХАМАС и представители прочих радикальных организаций нагнетают истерику, заявляя, что Израиль меняет статус-кво Храмовой горы, и в результате не так давно там вновь возобновились вспышки насилия. Спецслужбы выражают обеспокоенность тем, что достаточно одного инцидента с серьезными последствиями, и ситуация обострится до такой степени, что огонь перекинется на территорию Иудеи и Самарии.
На протяжении 370 километров границы между Иорданией и Израилем между ЦАХАЛом и иорданскими силами безопасности существуют прекрасные отношения – так заявляют должностные лица в командовании Южного и Центрального военного округа, ответственные за данный район. О том, что обстановка здесь вполне спокойная, - за исключением отдельных случаев, связанный с контрабандой оружия, наркотиков или попытками проникновения на израильскую территорию нелегалов из Турции и Грузии в поисках работы, - свидетельствуют и местные фермеры. Иными словами, данный район стабилен и спокоен, и на этом этапе армия предпочитает вкладывать средства в укрепление границы с помощью дислоцированных там подразделений и сенсорных систем, но не путем установки нового разделительного забора ценой в миллиарды шекелей.
Однако в отличие от контактов в сфере безопасности и армейских связей, на политическом уровне отношения между Израилем и Иорданией выглядят далеко не столь благостно.
Долгое время хашимитское королевство испытывало серьезные экономические трудности, и король Абдалла вынужден был прибегнуть к системе сдержек и противовесов, чтобы предотвратить скатывание страны в пропасть кризиса, а также жесткую критику в его адрес и опасность непредсказуемой волны протестов.
Что касается межгосударственной политики, то иорданский монарх пытается лавировать: с одной стороны, подписывает газовую сделку с Израилем, а с другой – его резиденция или иорданский парламент нередко снабжали местные СМИ громкими антиизраильскими заголовками. Таковы своего рода тактические уловки, чтобы отвести внимание от королевского дома и не допустить критики в его адрес. В оборонном ведомстве подчеркивают, что именно так к ним надо относиться, не преувеличивая их значения.
Также не следует выпячивать значение Израиля в двусторонних отношениях, как это делают порой дипломаты, представляя Израиль мощной газовой державой, в то время как демонстранты в Иордании (где большинство населения – палестинцы) шли под лозунгом "Отменить сделку с Израилем, который продает нам газ, украденный у Палестины".
Как уже говорилось, еще один камень преткновения – "сделка века". Вряд ли Абдалла может ее одобрить; более того, чтобы избежать этого, он переложит ответственность на администрацию ПА, заявив, что-то вроде "если в ПА одобрят соглашение, я тоже его поддержку". Понятно, что шансов на это нет никаких, и политические трения неизбежны.
Наконец, третий аспект в отношениях, грозящих их ухудшению – ситуация с Храмовой горой. Спецслужбы предупреждают, что израильское правительство должно быть готово к любому развитию событий и, прежде всего, координировать свои действия с Иорданией, чье влияние в этом вопросе неоспоримо.
Следует учитывать тот факт, что в последние годы в Иордании произошли значительные изменения, и определяющим в этом направлении можно считать появление в стране сотен тысяч беженцев из Сирии. По всей видимости, большинство из них сконцентрированы в пограничном районе, однако немало и тех, кто смог проникнуть в центр королевства и потихоньку вытеснить со многих рабочих мест, - будь то сельское хозяйство, промышленность или ресторанный бизнес, - коренных жителей.
"Они трудолюбивы, умны, понимают, что им надо выживать, поэтому готовы получать маленькую зарплату, - пояснил источник, знакомый с ситуацией. - С другой стороны, деловые люди увольняют иорданцев, которые стоят им втрое дороже, и, таким образом, уровень безработицы резко вырос. И на сегодняшний день нет никакой альтернативы". Это обстоятельство вызывает серьезное недовольство у местного населения, однако протестные настроения не находят никакого отражения в иорданских СМИ.
Еще один любопытный факт – объявление, сделанное Иорданией об открытии вновь офисов канала "Аль-Джазира" в Аммане. Три года назад, в 2017 году, они были закрыты, что позволило Иордании встать плечом к плечу со странами Персидского залива и Египта, которые откликнулись на призыв Саудовской Аравии о прекращении отношений с Катаром из-за поддержки последним терроризма.
Пока рано искать объяснения тому, что же стоит за решением короля возобновить работу "Аль-Джазиры": считать ли это изменением стратегического вектора, указывающего на возобновление и укрепление связей между двумя государствами, и станет ли поступать финансовая помощь со стороны Катара, после того, как Саудовская Аравия закрыла кран.
В любом случае, стабильность в отношениях с Иорданией была и остается для Израиля стратегической целью.
Амир Бухбут, Walla!News