Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
По мнению бывшего посла в Москве и экс-директора правительственного Бюро "Натив", в ходе визита в Израиль Путин может затронуть вопрос о формировании новой региональной оси с участием Иерусалима – взамен нынешней опоры России на радикальный шиитский лагерь.
В преддверии визита Владимира Путина в Израиль бывший посол в Москве и Киеве, экс-директор правительственного Бюро "Натив" Цви Маген представил в издании Института исследований национальной безопасности (INSS) анализ российской внешней политики, в частности на Ближнем Востоке. По его оценке, вновь заняв пост президента, Путин взялся за изменение курса российской внешней политики, что неизбежно отразится и на действиях Москвы в ближневосточном регионе. Как отмечает Маген, эти устремления Кремля будут ощущаться и в содержании предстоящих переговоров Путина в Израиле.
"Активизация России в системе международных отношений, с момента вступления Путина в должность президента РФ, постепенно создает ощущение, что Москва переформирует свою внешнюю политику. Судя по всему, Ближнему Востоку в целом, и Израилю в частности, отводится определенная роль в рамках этого процесса...", - отмечает Маген.
Но он подчеркивает, что "главное направление внешнеполитических усилий России – отнюдь не Израиль, и даже не Ближний Восток в целом, а Запад, тогда как российско-американские отношения стали главной ареной конфронтации".
По оценке Магена, Россия желает достичь компромисса с Западом по наиболее острым вопросам, с точки зрения ее стратегических интересов, - по системе Противоракетной обороны (ПРО) и расширению НАТО. Однако, как отмечает бывший посол в Москве, за уступки со стороны американцев россиянам придется отплатить "ближневосточной монетой" – на сирийском и иранском направлениях. "Уже сейчас можно заметить изменения в тоне россиян по поводу Сирии", - добавляет Маген.
На региональной арене, вследствие "арабской весны" и утраты традиционных союзников, Россия, как отмечает автор, вынуждена защищать "шиитский лагерь", подверженный растущему давлению со стороны суннитов, которые по убеждению россиян, пользуются поддержкой Запада. Представляется, что в новых условиях Москва заинтересована пересмотреть свою политику в регионе. "На повестке дня – вопрос о необходимости найти альтернативу радикальной оси на Ближнем Востоке, которая поддерживается Россией и распадается буквально у нее на глазах, а также создание новых рычагов влияния в столь важном регионе вместо тех, что были утеряны".
Как считает Маген, в подобной ситуации россияне осознают, что оказались в "одной лодке" с израильтянами. Как следствие, Иерусалим становится для Москвы "желанным партнером в регионе".
"Представляется, что Россия заинтересована в продвижении стратегического партнерства с Израилем и, таким образом, в формировании новой региональной оси, возможно, при участии других государств, - отмечает автор. - В качестве кандидатов упоминаются Греция и Кипр, а, возможно, и некоторые балканские государства (как сообщал портал IzRus, со ссылкой на кипрское издание Politis, глава МИД Авигдор Либерман заявил о возможности создания такого "блока" еще в марте 2011 года). Подобная ось, если она образуется, позволит России обзавестись новыми рычагами влияния. Это обеспечит ей повышение статуса на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, что станет вызовом Турции и будет служить ряду интересов, в том числе экономическим, связанным с энергетикой. Естественно, такая ось не отменит существующее сотрудничество россиян с Ираном и Сирией, и тесные связи с ними сохранятся. Более того, параллельное закрепление России на основе этих двух осей повысит ее статус в регионе, и будет способствовать устремлению к достижению статуса аналогичного США".
"В данном контексте позиция Соединенных Штатов будет иметь важное, а, возможно, даже определяющее значение. В этой связи россияне считают, что происходит определенное "похолодание" в отношениях Израиля и Соединенных Штатов. Поэтому интерес Израиля будет заключаться в том, чтобы развивать самостоятельные партнерские отношения с другими игроками и, таким образом, в свою пользу оказывать влияние на баланс сил в регионе", - поясняет Маген.
В заключении он отмечает: "В обозримом будущем следует ожидать развития событий в том, что касается переформирования российской внешней политики в глобальном измерении и в ближневосточном регионе, включая израильское направление. Скорее всего, как минимум часть рассмотренных выше вопросов будет включена в повестку планируемого визита президента Путина в Израиль".