Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
На минувшей неделе произошло событие, оставшееся в тени, но имеющее важнейшее значение для страны, для общества. Состоялось первое заседание комиссии, которая должна выработать структуру нового закона о всеобщей службе в армии.
Как известно, действие закона Таля приостановлено. Ожидалось, что внесение нового законопроекта по этому поводу станет гибельным для кнессета 18-го созыва и послужит причиной для роспуска парламента и объявления досрочных выборов. Этого не произошло. Кадима вошла в коалицию. Объявляя о создании правительства национального единства, Нетаниягу и Мофаз акцентировали внимание на том, что в подписанном между двумя партиями соглашении первый пункт отведен обязательству принять закон, альтернативный закону Таля. Об этом соглашении на минувшей неделе напомнил премьер-министр. В ходе первого заседания комиссии он подчеркнул следующее: "Я уверен, что мы должны руководствоваться четырьмя основными принципами. В первую очередь, необходимостью равного распределения бремени. Во-вторых, последовательностью исполнения. В-третьих, равным отношением, как к евреям, так и к арабам. И в-четвертых, решить поставленную задачу, не рассекая общества. Представители комиссии в ходе своей работы также выслушают мнения граждан страны". Новый закон станет первым серьезнейшим экзаменом для нового формата коалиции. Сохранив правительство, не дав отмашку на проведение досрочных выборов, Ликуд и Кадима получили взамен полтора года теоретического спокойствия. Но эта тишина и спокойствие обманчивы. По большому счету, предвыборная борьба за голоса избирателей уже началась. Все эти полтора года общество будет самым внимательным образом отслеживать работу коалиции относительно принятия нового варианта закона Таля.
Не настроен оптимистически: верю в то, что "харедим" и арабов призовут в армию, пусть и на альтернативную службу, ничуть не больше, чем во внеземные цивилизации. История государства не внушает оптимизма: если это не сумела сделать всевластная в свое время Авода, то каковы основания полагать, что это удастся нынешней коалиции. Хотя оптимизма полностью не растерял. Ликуд и Кадима просто обязаны что-то придумать. Иначе к следующим выборам социологи напророчат не только гибель Кадимы, но и резкое падение влияния Ликуда. Вопрос заключается в том, что именно они придумают. Как примирят ШАС и НДИ? Кадима с ее 28 мандатами, конечно, важна для устойчивости существующей коалиции, но при этом не стоит забывать, что партия резко утратила в доверии избирателей.
Сегодня у нас создалась беспрецедентная в истории еврейского государства ситуация. Которой не было раньше, и не исключаю, больше никогда и не будет в истории. Огромная коалиция – это как голландская болезнь в экономике. "Голландская болезнь" - это негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Так официально трактуется этот термин.
В 1959 году Голландия нашла крупное месторождение газа. Казалось бы, это благо для экономики. Вышло иначе. Страна просто перестала экономически развиваться. Зачем, когда можно продать газ и на полученные сверхприбыли купить все что нужно. В итоге в Голландии резко увеличилась безработица, пошла вверх инфляция, снизились доходы населения.
Огромная коалиция в составе 94 человек - это все равно что найденный Голландией газ в конце 50-х годов прошлого века. Может появиться соблазн решать чистым большинством голосов. Не прислушиваясь к иным точкам зрения. Стать большевиками, считая всех других если не врагами народа, то презренными меньшевиками.
Мои опасения, как представляется, имеют под собой основания. У нас и с меньшей коалицией большинство в кнессете и правительстве не ладит с меньшинством. А тут еще такая разница и такой соблазн подверстать все под себя и надолго… Это что касается тревог. Есть и надежды. В стране наступил, возможно, самый важный момент за всю историю государства. Появился редчайший шанс. Огромная коалиция теоретически может принять непопулярные решения, которые в стратегическом плане помогут дать стратегический толчок развитию еврейского государства. Например, изменить систему, управления страной, избавиться от тянущего страну в средневековье коалиционного ярма. Другого такого случая может и не представиться. Как может не представиться более удобного случая, чтобы войти в историю страны не в качестве организаторов политического трюка, смахивающего на заговор, но в качестве политических деятелей, оказавших на развитие страны такое же влияние, как Герцль и Бен-Гурион.