Читайте также
Осознавая проблематичность нынешней системы школьного образования, Организация по экономического сотрудничеству развитых стран (ОЭСР) подготовила специальный доклад по вопросам обучения. В нем на базе многочисленных исследований сделана попытка увидеть, какие навыки понадобятся детям, которые окончат школу в 2030 году.
Авторы обращают внимание на следующие ключевые характеристики будущего глобального мира: изменение климата, резкий рост новых технологий, новый рынок труда, рост иммиграции, проблемы терроризма. Как подчеркивается в докладе, «дети, которые начнут сегодня учиться, должны будут подготовиться к профессиям, которых еще не существует, технологиям, которые пока не изобретены, и проблемам, которые сегодня невозможно предвидеть».
«ХаАрец» опубликовала статью Ширы Кадри-Овадья, в которой анализируется ситуация в Израиле в свете того, что предлагают эксперты ОЭСР. Она указывает, опираясь на мнение ряда известных израильских педагогов, что в стране продолжает существовать система образования, в которой во главе угла стоят устаревшие модели образования, сложившиеся очень давно.
Это - система, нацеленная на подготовку школьников к встраиванию в существующий социальный механизм, процесс передачи знаний от учителя к ученику и проверку усвоения полученных знаний путем оценок и экзаменов.
Этот подход, который до сих пор используется и во всем мире, активно критикуется в докладе ОЭСР. Эксперты предлагают отказаться от традиционных моделей образования и сконцентрироваться на выработке личностных компетенций ученика, эмоциональных и коммуникационных навыков. Именно такие способности будут нужны нынешним ученикам в стремительно меняющемся мире.
Другая особенность - необходимость вместо изучения отдельных дисциплин сделать упор на изучение связанных между собою междисциплинарных областей. В новой системе коренным образом меняется роль учителя. Ранее он исполнял роль передатчика знаний, но сегодня этого не требуется. В его функции теперь должны входить обучение способности самостоятельно находить необходимую информацию и подготовка школьников также к возможным неудачам.
Ученики должны быть готовы к вызовам, которые ставит перед ними постоянно меняющийся мир, уметь переносить поражения и выходить из кризиса. Современная школа практически не обращает на это внимание.
Мир не стоит на месте
В ряде стран, не дожидаясь рекомендаций ОЭСР, уже начали самостоятельно формировать новые учебные программы и дисциплины.
В Шотландии это изучение таких тем, как вопросы благосостояния, углубленное изучение языка и современная бухгалтерия. В Сингапуре изучают финансовый учет и защиту прав потребителей. В Британской Колумбии делается акцент на воспитание «активных граждан». Новая Зеландия проводит политику автономии, предоставляя ее каждой школе и каждому учителю.
В Израиле также есть школы, которые проектируют новые системы в образовании. В одной из старейших школ Иерусалима «Бойер» с 1990-х годов проводится эксперимент по модели, названной «осьминог обучения». Все предметы обучения, естественные и гуманитарные, изучаются как единое целое целое со многими «щупальцами» (предметами).
Есть надежда, что и в целом ситуация может измениться. Специальная комиссия при министерстве образования Израиля разработала руководящие принципы для учебных программ будущего. Ее выводы аналогичны предложениям ОЭСР: междисциплинарный подход; выделение ресурсов на обучение эмоциональным и социальным навыкам; предоставление большей независимости школам и учителям.
Реформы ради реформы
Однако ряд специалистов настроен скептически в отношении возможности коренной перестройки местной системы образования.
Судя по количеству реформ, в этой сфере Израиль находится среди лидеров. Начиная с 1990-х годов, Минпрос занимается изменениями и улучшениями, нацеленными на подготовку к будущему, но разрыв между намерениями и реализацией на местах огромен. Вот примеры лишь двух недавних реформ, которые не были реализованы до конца: проекты «Багрут -2000» и «Компетенции 21 века».
Реформа обучения, проведенная министром Шаем Пироном в 2013 году, также стремилась сместить акцент с экзаменов на самостоятельную работу. Но и ее итоги проблематичны. Как отмечает профессор Анат Зохар: «У нашей системы образования нет терпения, реформы предлагаются, но сама система прогрессирует медленно».
Сто лет решению проблем
Со своей стороны добавим, что все то, о чем только сейчас начинают говорить эксперты ОЭСР, было понято еще 100 лет назад. Известный исследователь, доктор Рудольф Штайнер разработал и внедрил в Германии систему образования, которая получила название «вальдорфская педагогика».
Ее основными принципами стали постановка во главу угла развития способностей самого ребенка, отказ от оценок, как способы проверки знаний, направленность на использование игровых методов вместо зубрежки и диктантов, повышенное внимание к обучению предметам, связанным с искусством вплоть до старших классов: живопись, пение, скульптура, эвритмия (особый род танцев).
Среди других принципов - опора на семилетние циклы развития ребенка, из которых следует исходить при изучении дисциплин, а также на необходимость формирования опоры на подлинный авторитет учителя. Этому способствует то , что учитель до восьмого класса ведет все предметы, кроме специальных.
Отметим что первая такая школа была создана в 1919 г. при табачной фабрике, выпускавшей сигареты «Вальдорф-Астория», по просьбе ее владельца. Эта школа предназначалась не для детей с какими-то особыми способностями, а в основном для детей рабочих и служащих этой фабрики.
Вальдорфское образование очень быстро завоевало популярность, особенно после Второй мировой войны, и это одна из наиболее быстро растущих и эффективных систем образования. Сегодня есть две страны в мире, где вальдорфское образование растет наиболее быстрыми темпами: Израиль и Китай.
Вальдорфская система особенно развита в Германии и скандинавских странах, где они признаны государством. Считающаяся одной из лучших система образования Финляндии во многом базируется на вальдорфских принципах.
Автор не понаслышке знаком с работой вальдорфских школ и детских садов после десятков лет сотрудничества с их учителями и воспитателями. Бесспорно, у любой системы есть свои недостатки, однако здесь искренне любят и уважают детей, видя свою цель в выявлении подлинных жизненных задач ребенка и его способностей.
По данным на 2017 г. в мире насчитывалось 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах и 1857 детских садов в 65 странах мира.