Читайте также
Зарубежные аналитики предупреждают: не стоит переоценивать военный потенциал Ирана. Ведь в 1991 году армия Ирака, которую называли "четвертой в мире", распалась за несколько дней под ударами коалиции во главе с США. Однако при устаревшей военной технике Иран имеет самый мощный на Ближнем Востоке ракетный потенциал, способный поражать американские базы и цели на расстоянии до 2500 километров.
На фоне обостряющегося противостояния между Ираном и США наблюдатели все чаще задаются вопросом - сможет ли Исламская республика дать достойный ответ США в случае вооруженного нападения? На страницах парижского журнала "Монд дипломатик" (Le Monde Diplomatique) военный аналитик Акрам Хариф приходит к следующему выводу: регулярная армия Ирана способна воспрепятствовать иностранному вторжению на территорию Исламской республики, но мало подготовлена к ведению боевых действий за ее пределами. С другой стороны, "вторая армия", или Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет средства и опыт для проведения масштабных операций во всем ближневосточном регионе. Это означает, что конфликт неизбежно выплеснется в регион Большого Ближнего Востока и будет иметь серьезнейшие геополитические последствия.
Специалисты военно-аналитического портала "МЕНА дефенс" (MENA Defense) считают вероятность военного конфликта вполне реальной. После недавних нападений на танкеры и уничтожения американского дрона над Ормузским проливом напряженность в регионе продолжает обостряться. США массивно наращивают свое военное присутствие, а их союзники - Израиль, Саудовская Аравия и ОАЭ - поддерживают планы военной операции против Ирана. Это подтверждают и агрессивные заявления советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, согласно которым Америка намерена всеми способами защищать свои интересы в регионе Персидского залива.
По мнению военных аналитиков, ход возможного военного конфликта можно прогнозировать только с учетом уникальной двойной структуры вооруженных сил Ирана. Для этого необходимо сделать краткий экскурс в историю. После Исламской революции 1979 года регулярная армия провозгласила нейтралитет, однако новое религиозное руководство страны провело масштабную чистку офицерского корпуса, особенно его руководящего состава, подозревая в симпатиях к свергнутому шаху. Армия была поставлена под жесткий контроль вновь созданного Корпуса стражей исламской революции, или КСИР. Эта организация, сформированная первоначально из добровольцев, стала противовесом классической армии и гарантией от любых попыток реставрации монархического режима.
После нападения иракской армии на Иран в сентябре 1980 года исламский режим в Тегеране был вынужден пересмотреть свое отношение к армии. Уволенные офицеры были призваны на службу, арестованные выпущены из тюрем и направлены на фронт. Особенно это касалось военных летчиков, которые в подавляющем большинстве прошли обучение в Соединенных Штатах. Произошло подлинное чудо: восстановленной регулярной армии удалось добиться коренного перелома в войне и освободить всю оккупированную территорию Ирана летом 1982 года. После этого муллы отстранили армию от дальнейших боевых действий и направили на иракский фронт отряды КСИР. Их генеральное наступление закончилось катастрофой, погибли сотни тысяч человек. В результате война завершилась без явного победителя в августе 1988 года. Однако именно с этого времени сохранилось деление вооруженных сил Ирана на две составляющие, причем с совершенно разными функциями.
Согласно конституции Исламской республики, регулярная армия является "гарантом независимости и территориальной целостности страны". В то же время КСИР является "стражем Исламской революции и ее завоеваний". Иными словами, иранская армия является классической оборонительной структурой, состоящей из сухопутных войск, авиации, морского флота и ПВО, на которую возложена главная задача - защита страны. Что касается КСИР, то он служит военно-идеологическим орудием шиитского режима и лично верховного аятоллы. КСИР лучше финансируется, имеет возможность набирать более качественные, идеологически выверенные кадры и действует в соответствии с доктриной "перманентной ассиметричной войны". Благодаря элитным силам "Кудс" численностью около 150 тысяч человек КСИР имеет возможность действовать на различных ближневосточных фронтах - в Сирии (на стороне Башара Асада), Ливане вместе с "Хезболлой", а также поддерживает шиитских ополченцев в Ираке и Йемене.
Хотя регулярная армия Ирана насчитывает 350 тысяч человек, она не имеет логистических средств и опыта для проведения операций за рубежом. Тем не менее опыт войны с Ираком показывает, что иранская армия способна противостоять иностранному вторжению и стойко защищать свою территорию. Сценарий будущей войны предполагает, что армия будет вести оборонительные бои против превосходящего противника, в то время как силы КСИР будут проводить партизанско-диверсионные операции в ближневосточном регионе и всячески дестабилизировать противника. Кроме того, КСИР будет активно использовать свои возможности для удара по целям непосредственно в Персидском заливе
Аналитический сайт "МЕНА дефенс" отмечает, что авиация Ирана слаба (325 устаревших самолетов американского, советского и французского производства, многим из которых 50 лет), однако силы ПВО находятся на достаточно высоком уровне. Они имеют на вооружении новый российский радиолокационный комплекс "Резонанс" и системы пассивной локации "Автобаза", не говоря о классических радарах российского и китайского производства. Что особенно важно, в 2016 году Иран приобрел российские зенитно-ракетные комплексы С-300, которые позволяют защищать стратегические объекты в радиусе двухсот километров. Именно силы иранских ПВО, подчиненные КСИР, сбили в июне этого года большой американский беспилотный самолет над Ормузским проливом.
Примечательно, что Корпус стражей исламской революции разрабатывают собственные ракетные комплексы: на вооружении находится не менее трехсот баллистических ракет "Шахаб-1" и "Шахаб-2" радиусом действия от трехсот до пятисот километров. В их основе лежит советская технология 80-х годов, хотя основным поставщиком была Северная Корея. Этого достаточно, чтобы непосредственно угрожать американских военным базам в Ираке, Афганистане и странах Персидского залива. Кроме того, по данным Центра военно-политических исследований в Стокгольме (СИПРИ), у Тегерана есть около ста ракет "Шахаб-3" радиусом действия от тысячи до двух с половиной тысяч километров, что позволяет наносить удары по Саудовской Аравии, Израилю, а также целям в Китае, России и Восточной Европе.
Наряду с этим аэрокосмические войска Ирана располагают сотнями разведывательных и боевых дронов, которые способны создавать помехи вражеской авиации и радарам. На них также могут быть установлены ракеты, что уже было продемонстрировано повстанцами-хуситами в Йемене. Серьезные проблемы флоту США могут также причинять многочисленные скоростные катера, мини-субмарины местного производства и экранопланы - суда-амфибии на воздушной подушке.
Зарубежные аналитики предупреждают: не стоит переоценивать военный потенциал Ирана. Ведь в 1991 году иракская армия, которую называли "четвертой в мире", распалась за несколько дней под ударами международной коалиции во главе с США. Действительно, вооруженные силы Ирана опираются на солидный военный бюджет (около 16 миллиардов долларов в 2016 году), из которых более половины получает "Корпус стражей исламской революции". Это почти столько же, сколько у Турции или Израиля. Однако у главного соперника Ирана - Саудовской Аравии - военные расходы достигают 60 миллиардов долларов. Кроме того, международный режим санкций не позволяет Тегерану закупать новейшие виды вооружений и покупать запчасти к старым.
Из-за противодействия Вашингтона и Тель-Авива Иран лишь с большим запозданием смог получить российские комплексы ПВО С-300 и пока еще не приобрел многоцелевой истребитель Су-30. Устарели и бронетанковые войска, основу которых составляет модернизированный советский танк Т-72. Вместе с тем КСИР добился значительных успехов на некоторых направлениях, в частности, в области создания баллистических ракет на основе северокорейских технологий.
По мнению аналитиков Международного института стратегических исследований в Лондоне, военная техника Ирана серьезно устарела, однако самый мощный на Ближнем Востоке ракетный потенциал представляет наибольшую угрозу для потенциального противника. Восемь из тринадцати типов баллистических ракет способны нести ядерные боеголовки. Это означает, что ввиду слабости авиации Тегеран будет использовать в первую очередь ракетное оружие.