Читайте также
Распространенная истина: Красная армия и войска стран антигитлеровской коалиции, победив во Второй мировой войне, спасли еврейский народ от уничтожения. Но доктор Ярон Пашер решил перевернуть эту медаль. Проведенное им исследование показывает обратную картину: возможно, именно маниакальное стремление уничтожить евреев лишило гитлеровцев ресурсов, так необходимых им для рывка на Восток - и, в конечном счете, привело к тотальному разгрому нацистов.
Доктор Ярон Пашер - военный историк. Он читает лекции по программе изучения Катастрофы в академическом колледже Западной Галилеи. Работал также в Институте исследований Катастрофы мемориального комплекса Яд ва-Шем. К исследованию его подтолкнуло случайно замеченное совпадение: как только гитлеровцы сделали геноцид еврейского народа системным и запланированным, у их армий начали возникать и проблемы с логистикой, из-за чего, возможно, ими и были упущены победы в боях.
- Два этих процесса шли параллельно. В представленном исследовании мы хотим показать, что ресурсы, которые немцам понадобились для "окончательного решения еврейского вопроса", они изъяли из общих ресурсов, которые должны были задействовать для армии, - сказал "Деталям" доктор Пашер.
Пересчитывая вагоны
- Жизнеобеспечение Вермахта, особенно на территориях Советского Союза, зависело от железнодорожного снабжения. Но на протяжении многих лет над историками тяготела парадигма, предложенная Альбертом Шпеером, министром вооружений и военного производства нацистской Германии.
Он отсидел в тюрьме Шпандау, где написал книгу мемуаров, а в 70-е годы начал разговаривать о ней с журналистами. И сказал, в частности, что количество железнодорожных составов, которые отдали на переброску евреев в лагеря смерти, было "каплей в море" системы логистики и ни на что не повлияло. Долгие годы эту позицию все принимали на веру, ведь к Шпееру относились, как к первоисточнику.
Мы же решили препарировать ситуацию. Вот Шпеер сказал: за один день Рейх задействовал 20 тысяч локомотивов со 160 тысячами вагонов. Цифры впечатляют! Но это - континентальный масштаб. Что это значит?
Страны, захваченные Германией с 1939 года, сразу связывались с Рейхом сетью железных дорог. Шпеер тут называет цифру всех поездов во всех странах, оккупированных Германией. Включая те, что везли коммерческие грузы, например, из Берлина в Мюнхен. А также трамваи, которые курсировали в городах.
Так что, хотя 20 тысяч составов - это много, но тех, которые направлялись на Восточный фронт, куда меньше. Но именно этим, меньшим числом и надо оперировать.
Русские дороги - не чета европейским
Едва Германия 22 июня 1941 года начала операцию "Барбароса" по захвату СССР, как русские преподнесли ей три нежданных сюрприза.
Первым была тактика "выжженой земли", из-за которой наступающая армия не могла восполнять запасы на захваченной территории, к чему Вермахт привык ранее. Теперь они здесь не могли найти ни корма для лошадей, ни провианта для солдат - ничего. Все пришлось возить из Германии.
Второй сюрприз - распутица. Сезон дождей в 1941 году начался несколько раньше обычного, уже в конце сентября, и обычные дороги сделались почти непроходимыми.
А третьим сюрпризом стали советские железные дороги. В Западной Европе фашисты привыкли, едва заняв новую территорию, сразу соединять ее железнодорожную сеть с другими частями, благо все они были построены по европейскому стандарту. А у СССР железная дорога оказалась очень протяженной и разветвленной, подведенной чуть ли не к каждому городку, вот только воспользоваться ею было нельзя, потому что ее колея была на 3.5 дюйма шире немецких!
В итоге у немцев не оставалось выбора, кроме как начать мега-проект: сменить тысячи километров советских рельсов на новые, соответствующих европейскому стандарту. Да, они использовали принудительный труд, но даже этот факт не уменьшает масштаба работ, которые им предстояло выполнить!
Тем не менее, они взялись за это с большой решительностью, большими силами, и уже до сентября 1942 смогли заменить около 5 тысяч километров путей. Самая дальняя точка новой железнодорожной сети осталась в 65 км от Сталинграда.
А Сталинград был самой глубоко расположенной стратегической точкой русского фронта - 2000 километров от западной границы, 1500 от южной, и многие сотни километров протяженности фронта. Мы говорим о территориях грандиозных - относительно возможностей логистики, возможностей доставлять сюда силы. Эта территория была разделена на три зоны, и, хотя Шпеер говорил о 20 тысячах составов, курсирующих ежедневно, в каждую из этих зон немцы смогли подвести только одну железнодорожную ветвь для доставки грузов. В день из Европы приходило только 130 составов - от 4 до 6 в каждый сектор.
Таков реальный масштаб. И в нем каждый состав, отправленный в Освенцим или Треблинку, исключался из системы армейской логистики.
Дети, лошади и танки
И вот, параллельно со всеми этими затруднениями на русском фронте, немцы начали второй мега-проект: "Окончательное решение еврейского вопроса". В рамках которого перевезли поездами от 3.5 до 4 миллионов евреев в лагеря смерти.
К чему это приводило? Шестая армия застряла под Сталинградом в ноябре 1942 года, и нуждалась, для выживания, в 400 тонн различных грузов. И в это же время, после июля 1942 года, поезда ежедневно перевозили в Треблинку людей, общий вес которых составлял около 900 тонн.
К выполнению всех этих перевозок была привлечена компания Райхсбан. Ей оплачивали перевозку каждого - будь то солдат Вермахта или еврей, отправленный в гетто. Около 5 рейхсмарок за перевозку. Причем они были прекраснодушны - за перевозку ребенка младше 7 лет брали только полцены!
Но суть в том, что компания поставляла вагоны как для нужд Вермахта, так и для нужд СС. И ее руководители должны были решать, куда направить ресурсы. Ею руководили гражданские - министром путей сообщения был очень пожилой, за 70 лет, Юлиус Дорпмюллер, ему было далеко за 70 лет. Так что это его зама, Альберта Ганценмюллера, буквально осаждали офицеры и армии, и СС. Это он должен был решать, на что отдать ресурсы: на перевозку военных, или на доставку евреев в лагеря смерти? А в каждом поезде можно было перевозить или около 1000 евреев - или около 750 солдат, с учетом необходимости также везти для них продукты питания, амуницию, оружие и боеприпасы.
И еще - лошадей. Их тоже перевозили на территорию СССР вагонами, и они были очень важны для немецкой армии, которая - надо это знать! - была очень низкотехнологической. Немцы располагали средствами почти такими же, какие были у американцев во времена их гражданской войны!
Германия вторглась на территорию СССР в операции Барбароса на 750 тысячах лошадей. Для сравнения: у Наполеона, когда он вторгся в Россию, лошадей было 650 тысяч. Армия кайзера в первой мировой войне располагала 1.4 миллионами лошадей, а Вермахт в течение всей войны использовал около 2.7 миллионов лошадей. Обозы перемещали с помощью лошадей, каждая дивизия нуждалась единовременно в 3 тысячах голов, а на захваченных территориях их найти не удается. Потому их ввозят, в основном из района Померании. По 6-8 лошадей в каждом вагоне. Следовательно, один состав - это или 1000 человек в лагерь смерти, или несколько десятков лошадей.
Те же поезда перевозили и танки. Генерал Паулюс во время штурма Сталинграда располагал всего 60 танками. Даже с дополнительными поставками это - относительно малое количество бронетехники. Но в то же время, почти до конца 1944 года, Германия могла производить на заводах Круппа в Магдебурге около 500 танков в месяц. И вот я снова намеренно считаю в тоннах, потому что вагону все равно, везет он людей, горючее или технику. Один локомотив способен тащить от 8 до 10 танков. За день на фронт можно было перебросить около 20 танков. 20 танков в день для окруженной армии, воюющей только с 60 танками - это значительная прибавка! Вот только надо было иметь эти вагоны, эти платформы.
Возможно ли, что германское командование тогда не видело этой проблемы? Нет, были офицеры, которые били тревогу по этому поводу. Один из них - командующий группой армий "Центр" генерал Федор фон Бок. Он понял, что происходит, еще в октябре 1941 года, когда началась операция "Тайфун", в продолжение "Барбаросы" - наступление на Москву. Тогда же начали отправлять и транспорты с евреями, и успели перевести около 50 тысяч человек, пока этот генерал не сказал - хватит, это создает мне проблемы с логистикой!
В том же духе высказывался и начальник военного транспорта Германии, генерал Рудольф Герке. Эти двое стали говорить о проблеме, и тогда на самом деле эти транспорты были остановлены, впрочем, по другой причине: в Польше в декабре 1941 года открыли "патент" - "грузовики с газом". То есть нашли альтернативный способ умерщвлять людей, не ввозя их в лагеря смерти.
Последняя остановка - Нормандская битва
"Окончательное решение еврейского вопроса" влияло на всю систему армейской логистики гитлеровской Германии, и отразилось на четырех битвах: московской, сталинградской, курской (в то же время, что она шла в 1943 году, работали 6 лагерей смерти, и нацистский мега-проект по уничтожению евреев достиг своего максимума), а четвертой битвой была нормандская.
В ней заранее было известно, кто победит. Высадка началась 6 июня 1944 года, силы коалиции вторглись в Западную Европу. Но после самого вторжения, после того, как американцы, англичане и австралийцы заняли побережье Франции, возник вопрос: кто удержит тут позиции, коалиция или Германия?
В это же время, в июне 1944 года, наблюдается некоторое затишье на русском фронте. Бои продолжаются, но армия Германии отброшена к Польше, и имеет там 160 дивизий, относительно свободных - тогда как на Западном фронте у нее 58 дивизий, которые почти невозможно сдвинуть. Что надо сделать? Железнодорожными составами осуществить переброску войск на Запад, во Францию, чтобы остановить там силы коалиции, потому что наиболее важный бой этой войны тогда уже шел там.
А что вместо этого делает компания Райхсбан? Она начинает в середине мая, и продолжает до начала июля 1944 года, перевозить 430 тысяч венгерских евреев в Освенцим, на смерть. Это была самая быстрая операция, осуществленная в рамках их проекта по окончательному решению еврейского вопроса - и это повлияло на исход Нормандской компании.
Всего для доставки евреев в лагеря смерти СС задействовал от 5 до 6 тысяч составов. И еще около полутора тысяч - для перевозки награбленного: одежды, украшений, предметов искусства… В этих составах можно было перебросить на Восточный фронт, в общей сложности, 72 дополнительные дивизии. Это шесть армий, от полумиллиона до миллиона солдат. Тогда результаты боев могли быть совсем иными, - резюмирует доктор Ярон Пашер.