В ходе президентской кампании на Украине тема религии почти не всплывала. По мнению некоторых, причина в том, что евреев преследовали в те времена, когда Украина находилась под властью иностранных государств, - главным образом России и Германии. При них антисемитизм и сделался официальной политикой, считает один из персонажей очерка, живущий в Днепропетровске.
Когда Владимир Зеленский, еврей, юморист и новоизбранный президент Украины, только объявил, что собирается баллотироваться на высший пост в стране, главный раввин восточно-украинского региона, где Зеленский вырос, поразился, насколько враждебной оказалась реакция.
Причем, отторжение шло не от православной церкви, которая в прежние времена слыла оплотом антисемитизма. И даже не от украинских националистов, а ведь движение в годы нацистской оккупации сотрудничало с гитлеровцами. Казалось, им вообще наплевать, что Зеленский - еврей, вспоминает раввин Шмуэль Каминецкий, главный раввин Днепропетровска.
Нет, враждебность исходила от еврейских сородичей Зеленского, - причем, как светских, так и религиозных. Среди них все еще жива память о царских погромах и Холокосте.
"Они говорили: он должен снять кандидатуру, потому что если что-то пойдет не так, у нас снова будут погромы", - вспоминает Каминецкий.
Несмотря на свое темное прошлое, сегодняшняя Украина давно перестала быть рассадником антисемитизма. У нее уже есть премьер-еврей Владимир Гройсман, и если он останется на посту после инаугурации Зеленского, то Украина будет единственной страной в мире, кроме Израиля, где глава государства и глава правительства - оба евреи.
В ходе президентской кампании тема религии почти не всплывала.
Как объясняет Игорь Щупак, историк Холокоста из Днепропетровска, причина в том, что евреев преследовали в те времена, когда Украина находилась под властью иностранных государств, - главным образом России и Германии. При них антисемитизм и сделался официальной политикой.
"Времена погромов канули в Лету", - говорит Шмуэль Каминецкий.
"Антисемиты есть и сейчас, но антисемитизма на государственном уровне больше нет", - добавляет раввин.
Опрос исследовательского центра Пью показал: лишь 5% опрошенных украинцев не считают евреев согражданами. Для сравнения, того же мнения придерживаются 18% поляков, 22% румын и 23% литовцев. Еврейская община Украины - третья или четвертая в мире. Однако оценки численности украинских евреев колеблются от 120 000 до 400 000 человек в зависимости от того, кто считает.
"Погромов больше не будет, - уверен Каминецкий. - Никому это не надо".
Зеленского Каминецкий знает уже много лет. Они вместе бывали на швейцарских вечеринках украинского миллиардера в изгнании Игоря Коломойского, - который тоже еврей. Каминецкого потрясло, что его собственная паства, переполошившись из-за кандидатуры Зеленского, поначалу поддержала действующего президента и крайне правых националистов, которые попытались было привлечь внимание к неправославным корням юмориста.
Однако, не считая нескольких сообщений в социальных сетях, в том числе комментарий советника Порошенко в "Фейсбуке", что президент Украины обязан быть "украинцем и христианином", происхождение Зеленского никакой роли в избирательной кампании не сыграло, отмечает Щупак.
Вокруг же связей Зеленского с Коломойским развернулась острая дискуссия. Порошенко и его сторонники утверждали, что комик - лишь марионетка в зловещей сети влияния, которую сплел беглый олигарх. Кроме того, комедийные шоу Зеленского крутила украинская телекомпания Коломойского, "1+1".
Несмотря на обвинения в коррупции, в Днепропетровске Коломойского уважают: считается, что это он помог отстоять город от вооруженных сепаратистов, которые к тому моменту уже отхватили кусок восточной Украины. Особой популярностью он пользуется среди местного еврейства - отчасти благодаря тому, что вложил десятки миллионов долларов в строительство еврейского общинного центра. Он занимает гигантский комплекс зданий в центре города и считается крупнейшим в мире.
Днепропетровск с конца XVIII века до начала ХХ века назывался Екатеринославом. Когда-то это был один из крупнейших центров еврейской жизни и культуры во всем мире. Евреи составляли около 35% населения, и в городе было около 50 синагог.
Сейчас их восемь (а в советскую эпоху была вообще одна!), и евреев в городе-миллионнике лишь 5%.
Читайте также
По словам Щупака, еврейская диаспора Днепропетровска снова растет, несмотря на продолжающуюся эмиграцию в Израиль и Европу. И люди, которым когда-то приходилось скрывать свою веру, теперь возвращаются в иудаизм, - а это явный признак того, что старые предрассудки рухнули.
И тем не менее новый общинный центр местное еврейство поначалу напугал, как и кандидатура Зеленского, - люди опасались, что он привлечет ненужное внимание. "Боялись волны антисемитизма, если комплекс окажется слишком большим", - вспоминает Каминецкий.
Во время предвыборной кампании Зеленский своего происхождения не скрывал, но и не выпячивал. "Да, я еврей, но это где-то двадцатая по счету из моих характеристик", - признался Зеленский.
Когда один национал-популист усомнился в патриотизме Зеленского, - он в своих комедийных шоу иногда высмеивал украинскую культуру, - комик пригрозил натравить на него свою еврейскую маму.
До Первой мировой войны, краха царизма и распада Российской империи Днепропетровск и другие города региона, - например, родина Зеленского Кривой Рог, - входили в черту оседлости. Там, в отличие от многих других частей империи, евреям дозволялось селиться и работать.
Но и в черте оседлости то и дело вспыхивали погромы, - их закатывали местные христиане. Особой жестокостью славились казаки.
После революции 1917 года коммунисты положили конец антисемитизму на государственном уровне, но евреи, как и многие другие советские граждане, по-прежнему ужасно страдали. Так, в Днепропетровске сталинская тайная полиция арестовала отца любавического раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, который умер в Нью-Йорке в 1994 году.
Историк Щупак говорит, что антисемитизм, хоть он официально и не пропагандировался, настолько глубоко въелся в общество, что его родители даже "стеснялись своего еврейства". О том, что он еврей, сам он узнал лишь в школе, увидев графу "национальность".
Архиепископ Евлохий, консервативный священник из Днепропетровска, признался: "Разумеется, мы бы предпочли, чтобы президент был православным". Но куда больше его омрачают православные, которые хотят разорвать традиционные связи с Москвой и поддерживают новую церковь с центром в Киеве, столице Украины.
Евреи, говорит архиепископ, считают себя "богоизбранным народом" и хотят "руководить". Но "раскольники" куда опаснее, считает он, ведь они "рушат единство славянского мира".
Прихожане его церкви в центре Днепропетровска сказали, что религиозная принадлежность Зеленского их не волнует. Им гораздо важнее, чтобы он снизил цены на газ и облегчил жизнь простым людям.
В России государственные СМИ наперебой трещат об украинских неонацистах, якобы пышущих антисемитизмом. Но при этом правительственные телеканалы сами пускают антисемитские утки, - например, будто верующий православный Порошенко на самом деле - еврей по фамилии Вейцман (так в оригинале, прим. редакции), который строит козни против славянского братства.
Щупак признался, что его поразило, сколько его иностранных друзей купилось на российскую пропаганду, где Украину с 2014 года, с тех пор как свергли пророссийского президента Виктора Януковича, неуклонно малюют эдаким очагом фашизма.
"На Украине все знают, что Зеленский - еврей, - отозвался Щупак. - Он - типичный продукт светского еврейства, вырос в семье интеллектуалов. Как такое могло произойти, если в стране, как утверждает Россия, заправляют фашисты?"
И тем не менее раввин Каминецкий говорит, что ему пришлось немало потрудится, чтобы помочь местному еврейству преодолеть, по его выражению, "высокий уровень тревоги" в обществе, травмированном погромами и Холокостом. "Евреи ушли из Египта, но память осталась с ними", - сказал он.
Своей недовольной пастве в главной синагоге Днепра раввин Каминецкий объяснил, что они должны радоваться, что еврей баллотируется на пост президента, а не отвергать его.
Каминецкий представляет любавический хасидизм. Члены этого движения приложили немало усилий, чтобы возродить иудейство по всему бывшему СССР. Он посоветовал единоверцам отказаться от, как он выразился, "комплекса ой-вей" - манеры бояться худшего и стесняться своего еврейства.
"Если вы не будете гордиться собой и своей общиной, вас никогда не примут", - сказал он им.
Эндрю Хиггинс (Andrew Higgins), The New York Times (США)