Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+13
Иерусалим
+13+9

Мнения

А
А

Голосовали ли ваши родственники за левые партии?

Ганц позволил себе критику Закона о еврейском характере государства. Это вызвало реакцию, очень напоминающую нападки на "врагов народа" в других странах и при других обстоятельствах...

21.01.2019
Источник:yacovshaus.com
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Бывший начальник генштаба Бени Ганц, создавший новую партию, долго и загадочно молчал о ее платформе. И вот, наконец, он высказался - но с армейской прямолинейностью сделал это весьма неудачно. Ганц позволил себе критику Закона о еврейском характере государства. Это вызвало реакцию, очень напоминающую нападки на "врагов народа" в других странах и при других обстоятельствах...

Бени Ганц сказал, что Закон о еврейском характере государства дискриминирует друзов, которые лояльны Израилю, служат в ЦАХАЛе, - а потому в него надо внести соответствующие поправки. Тут же раздались торжествуюшие крики в Ликуде: "Ааа! Ганц, наконец, сбросил маску и показал свое истинное лицо! Ганц - левак. И этот человек претендует на роль лидера крупной израильской партии!" Еще большее озлобление в правящей партии вызвало заявление приближенных Ганца о том, что принятие Закона о еврейском характере государства стало выстрелом в спину друзов. На это последовали нелестные высказывания о военной карьере Ганца и о его якобы ответственности за смерть друзского военнослужащего, раненного в известном инциденте у могилы Иосифа (ответственность нес премьер-министр Барак). На "аналитическом" уровне - в "газете Биби" - критика Ганца переходит в диагностирование всеми комментаторами полной деградации левого лагеря.

Похоже, перед выборами в кнессет Ликуд намерен строить свою пропаганду на яростном обличении левых. Казалось бы, в этом нет необходимости, так как правящая партия с огромным отрывом лидирует во всех опросах. Не рассказать ли лучше о программе Ликуда? Но "есть варианты".

Ликуд наверняка победит на выборах, однако после этого ему надо будет создать коалицию. У Нетаниягу пока нет уверенности в том, что его партия с потенциальными союзниками получит более 60 мандатов. Он не без оснований напоминает про 1992 год, когда ряд мелких правых партий не преодолели электоральный барьер, из-за чего пропало огромное количество голосов и в итоге правительство сформировали Авода и МЕРЕЦ, затеявшие "авантюру Осло".

На предстоящих выборах для попадания в кнессет надо получить 4 мандата - этот результат не гарантирован прежним коалиционным партнерам Ликуда - Кулану и НДИ, которым непросто отчитаться перед избирателями. Пока больше амбиций, чем реальных шансов, у партий Зеут и Оцма.

Неприятной неожиданностью для всех правых стал уход Беннета и Шакед из Еврейского дома. На праймериз в Ихуд леуми, входящем в состав ЕД, победил Смотрич. Его риторика выглядит слишком резкой для религиозно-сионистской партии. Но оставшаяся часть Еврейского дома находится в депрессии и явно верит прогнозам о своем крахе на выборах.

Что касается Беннета и Шакед, то их идея фикс - расширить социальную базу правой партии, которая была бы принципиальней Ликуда в вопросах войны и мира, но включала побольше светских израильтян и поменьше тех "хардальников", которых раздражали эти молодые политики. Нетаниягу знает, что и Беннет, и Шакед, в свое время не удержавшиеся в его канцелярии, не могут питать к нему личных симпатий. Известна ему уже и их склонность к сюрпризам. Почему бы Беннету не возобновить союз с Лапидом, очень мешавший премьер-министру Нетаниягу в 2013-2015 годах?

Должны тревожить Ликуд и планы его традиционных партнеров - ультраортодоксальных партий: создать общий список. В этом заинтересованы ШАС с его падающим рейтингом и литваки из Дегель ха-Тора, которые хотели бы размежеваться с хасидами, но, баллотируясь самостоятельно, могут остаться за бортом кнессета. Тем не менее на большой общий улов харедим не стоит рассчитывать. Электорат ШАСа не в восторге от своего лидера, опять оказавшегося фигурантом криминального расследования, и еще меньше нравится ему политическое сотрудничество с высокомерными ашкеназами.

В общем, гипотетическая право-религиозная колиция может ужаться, и это вызывает нервозность у лидера Ликуда.

Что касается левого лагеря, то Авода, возглавляемая Габаем, выглядит безнадежно, МЕРЕЦ давно находится в идеологическом тупике, а "партия" Ливни скорее всего исчезнет с политической арены. Но все они не волнуют политтехнологов Ликуда. Гораздо опаснее другие партии, которые стараются сохранять неопределенную политическую окраску. Это Хосен ле-Исраэль, Еш атид, а также "Гешер" Орли Леви-Абукасис. Название ее партии и фамилия напоминают выходцам из восточных стран о Давиде Леви. Его дочь может развернуть агитацию в социально слабых слоях, в том числе среди избирателей ШАСа. Ей неважно, к какой коалиции примкнуть в случае попадания в кнессет. Кстати, в ходе предвыборной полемики она способна много нехорошего сказать об НДИ.

Следует упомянуть уже мелькающую в соцсетях новую "русскую" партию. Пока ничего серьезного о ней нельзя сказать, но у нее не более популистские лозунги, чем у НДИ, а кое в чем их риторика совпадает! Естественно, у новой партии есть важное преимущество: она еще ни в чем не разочаровала "русских". В настоящий момент неясно, кто за ней стоит. Если это продукт левых "конструкторов", то забот у Нетаниягу прибавляется.

Таким образом, предвыборный путь Ликуда не усеян розами. Надо решать уравнение со многими неизвестными. Направлять пропагандистские удары на все партии, представляющие какую-то опасность, нерационально. Гораздо проще - развернуть антилевую истерию и призывать все "патриотические" силы сплотиться вокруг Ликуда. Именно такая тактика требуется правящей партии, поскольку важнейшая составная часть ее избирательной кампании - атаки на "левый истэблишмент", который, по словам Нетаниягу, клевещет на него и втягивает перед выборами в юридические разборки.

Нельзя не заметить, что тотальная война против левых - зеркальное отражение грубых попыток оппозиции делигитимизировать Нетаниягу и его правительство. Но, поскольку у власти давно находится Ликуд, его нападки на инакомыслящих более опасны и вызывают неприятные ассоциации.

У обеих сторон логических аргументов не так уж много, их заменяют разные страшилки и комья грязи. Левые обвиняют Нетаниягу в нежелании урегулировать отношения с арабскими соседями и тем самым - провоцировании террора, а также в равнодушии к социальным проблемам и подавлении свободы слова. Правые утверждают, что приход левых к власти станет немедленной капитуляцией перед террористами, а в экономической области приведет к реставрации израильского социализма. Они обвиняют левых в захвате контроля над судебной системой, который позволяет миротворцам подыгрывать врагам Израиля и последовательно проводить травлю семьи премьер-министра.

Согласиться с правыми можно только в отношении коррумпированности правовой системы. Преследование Сары Нетаниягу выглядело отвратительно (и обернулось против левых на прошлых выборах!). Насчет дел Нетаниягу пока рано говорить: послушаем, что скажет юридический советник правительства. Что касается экономики, то Авода - давно не партия бедняков. Слабые слои голосуют за Ликуд. Призывы левых ограничить монополии, остановить рост цен, решить жилищную проблему - это скорее рыночная задача, чем социалистическая.

Конечно, эффективней всего срабатывают утверждения правых о готовности левых к продаже родины. На массовое сознание сильно действуют проклятья в адрес архитекторов Осло. История уже подзабыта, но ее не изменишь: именно при левых Израиль выигрывал самые великие войны, именно при левых Израиль не вел переговоров с террористами. Первый мирный договор с лютым врагом Израиля Египтом (поощрявшим и направлявшим террор против нашей страны) задолго до Осло заключил лидер Ликуда Бегин. В текст соглашения входили обязательства Израиля о предоставлении самоуправления палестинцам. Эти обязательства выполнили Рабин и Перес и продолжил выполнять - став премьер-министром - Нетаниягу. Придя к власти, Нетаниягу сразу обнялся с Арафатом и назвал его другом, а в Уай-Плантейшн согласился отдать ему 13% территорий. К счастью, не реализовал обещания, так как из-за этого шага пало его правительство. Перед уходом Израиля из Газы Нетаниягу до последнего момента находился в правительстве Шарона и голосовал за "размежевание"! В Осло не говорилось о палестинском государстве. Лозунг двух государств для двух народов высказал Нетаниягу в своей бар-иланской речи. Вот Беннет уже заявил, что его партия Новые правые не будет сидеть в правительстве, которое готово признать палестинское государство и раздел Иерусалима. Попробуй обвини его в левизне, если лидер Ликуда признает одно из этих требований ПА.

Сейчас левые слишком слабы, чтобы фантазировать о том, отдадут ли они еврейские земли врагам. Тем не менее Рабин и Перес отдали гораздо меньше, чем Бегин, который вернул Египту весь Синай! Да, Барак согласился вернуться к границам 1967 года, но категорически против был Арафат! Аннаполис был вторым шансом левых достичь "окончательного урегулирования", но опять выяснилось, что это зависит не от Израиля, а от ПА, лидеры которой не хотят мира!

При левых проводились жесткие антитеррористические операции. Нетаниягу выпустил из тюрем орду террористов за освобождение трусливого солдатика Шалита. В этой каденции он явно избегает военных столкновений с наглеющим ХАМАСом.

В развернутой сейчас кампании против Ганца главная задача Ликуда - ослабить позиции его партии. Крики по поводу того, что Ганцу не нравится Закон о еврейском характере государства, - демагогия. Автор этих строк - не защитник левых, но готов к страшному признанию: ему тоже не нравится этот закон! Я тщательно его перечитывал и не понял, в чем его смысл и зачем его приняли. Закон о еврейском характере государства, как и многократно обсуждавшийся закон о смертной казни для террористов, - это популизм. О еврейском характере государства говорилось еще в Декларации независимости. Нынешний закон расплывчат и содержит много риторики. Например, там объявляется высшей ценностью поселенчество - но не говорится, где можно и где нельзя селиться. После принятия этого закона - без участия Ганца - разрушается "незаконный форпост". А где Нетаниягу собирается разместить целое государство для одного народа - на Марсе?

Израильское законодательство и прежде допускало смертную казнь. Вопрос не в наличии закона, а в наличии воли у руководства страны. Либерман ратовал за высшую меру для террористов, но не сдержал своих обещаний об уничтожении хамасовских паханов в Газе.

По моему убеждению, глупость - Закон о лояльности в искусстве. Я постоянно пишу об антиизраильском настрое многих наших "художников", но этот закон написан бездарно и неграмотно, из-за чего отдает ждановщиной. Конкретной пользы он не принесет. Для изменения содержания антисионистских книг, фильмов, спектаклей нужны не комиссарские декреты, а продуманная и решительная политика правых в области культуры - но в этой области они совершенно импотентны...

Избирательная кампания должна строиться не на разжигании междоусобной вражды, а на полемике по важнейшим для страны вопросам. Ликуд не высказывается о социальных проблемах, об образовании. Он запугивает избирателей тем, что Авода якобы готова капитулировать перед террористами. Большой доблести в борьбе с ними не демонстрировало и нынешнее правительство Ликуда.

К счастью для Ликуда, большинство израильтян связывают разгул террора с курсом правительств Рабина, Переса, Барака. Но сегодня безумные призывы к немедленному заключению мира исходят только от ультралевых маргиналов. Истинную цену риторики Ликуда мы узнаем после опубликования "мирного плана" Трампа.

Пока же Ликуд сохраняет хорошие шансы на сохранения статуса правящей партии. Если бы в нем были умные люди, думающие не только о власти, но и об интересах страны, они бы понимали, что практика навешивания политических ярлыков наносит ущерб не только конкурирующим партиям, но всему израильскому обществу. Вот уже Нетаниягу-младший выставляет на всеобщее обозрение пост о том, что Гидон Саар, собирающийся участвовать в ликудовских праймериз, - левый, потому что у него жена левая! Составление досье на родственников - славная традиция...

Полемизировать надо посредством фактов, а не демагогии. Нельзя превращать названия легитимно существующих партий в ругательства. Нельзя требовать от политических противников, чтобы они восхищались популистскими затеями только потому, что те исходят от правительства. Если идти в этом направлении, то израильтянам придется заполнять анкеты с вопросами: "Поддерживаете ли вы оккупацию одного народа другим?" или "Отрицаете ли вы еврейский характер Государства Израиль?".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке