Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Скоро в школу

Система образования остро нуждается в опытном и заинтересованном руководителе, который занялся бы не штопаньем отдельных прорех, а ее кардинальным исправлением. Нынешний министр для этой роли не подходит. Он занят политикой, критикой правительства.

29.08.2018
Источник:MIGnews.com
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Израильские школьники часто побеждают на олимпиадах. В стране обязательно найдется несколько умных еврейских голов, которые легко осваивают премудрости науки, особенно сейчас, в эпоху интернета и открытого доступа к знаниям. Вот и на Азиатской Олимпиаде по физике наша команда получила одну серебряную медаль, три бронзовые и четыре знака отличия. Об этом с гордостью сообщило министерство просвещения во главе с Нафтали Беннетом. Правда, министр не стал уточнять, что наших юных физиков намного опередили школьники Тайваня и Вьетнама.

В преддверии нового учебного года приходится снова отметить, что уровень школьного образования в Израиле снижается. Об этом свидетельствует и международное исследование PIRLS по проверке навыков чтения и понимания прочитанного. По итогам 2017 года наши дети заняли 29 место из 50. В том же году израильские школьники оказались на 24 месте из 25 по уровню успеваемости среди стран Запада, обогнав только Словакию. Школа становится все хуже - и все дороже.

Бесплатное образование обходится израильским семьям в круглую сумму, которая год от года только растет. Каждый год правительство обещает снизить школьные поборы (официально их относят к так называемым скрытым налогам), но безрезультатно. В лучшем случае, как в этом году, неизменными остаются родительские платежи, ежегодно утверждаемые комиссией Кнессета по образованию. Зато дорожают культурные программы, дополнительные занятия, группы продленного дня, услуги библиотеки и экскурсии. Согласно опросам, средняя семья потратит в этом году на подготовку детей к учебному году на 16% больше денег, чем в прошлом.

В Израиле уже создан «Штаб борьбы с родительскими платежами», призывающий родителей не вносить деньги ни за что, кроме обязательной страховки детей. Правозащитные организации подали иск в БАГАЦ, настаивая, что плата за среднее образование нарушает принцип доступности и равенства. В минпросе же считают, что противники поборов занимаются популизмом, а родители платят за образование детей большие суммы, потому что «могут себе это позволить».

Было бы несправедливо винить в ситуации только нынешнего министра, поскольку проблемы израильской школы существуют с незапамятных времен. Во многом они вызваны несчастным жребием министерства просвещения – крайне редко его возглавлял профессионал, разбирающийся в образовании. Чаще оно становилось объектом политических амбиций и способом распространения той или иной идеологии.

При Беннете, увы, ничего не изменилось. Лидер партии «Еврейский дом» выступает за усиление религиозной составляющей и углубленное изучение иудаизма. При нем возобновлено государственное финансирование школ, где не преподаются базовые предметы, то есть частно-религиозных. Появляются программы для «исправления» светского образования, вроде той, что будет внедрять организация «Биньян Шалем», пропагандирующая традиционные семейные ценности. Одновременно издана директива, позволяющая в старших классах сокращать количество обязательных учебных часов с 37 до 30 в неделю и брать плату за углубленное изучение предметов (на 5 единиц). Как пишут СМИ, такая практика уже давно существует в религиозных школах. Попросту говоря, родители, которые хотят, чтобы их дети получили отнюдь не дешевое университетское образование, должны начинать платить за него еще в школе.

Еще один болезненный момент – уровень подготовки самих учителей. Педагогические колледжи принимают студентов с очень низким баллом по психометрии или даже вовсе этот тест не сдававшим. У них нет особого выбора - профессия педагога остается мало востребованной среди молодежи, даже после повышения зарплаты почти на треть, в том числе и для начинающих. Эта непопулярность объясняется прежде всего проблемами с дисциплиной и насилием в израильской школе – в том числе и против преподавателей. Сегодня даже на автобусах можно увидеть лозунги, требующие изменить условия работы учителей. В школе растет число сексуальных домогательств, причем, по данным комиссии Кнессета по статусу женщин и равенству граждан, министерство просвещения не мониторит этот вид насилия.

Нельзя сказать, что Беннет ничего не делает для образования. Он выступает за повышение компьютерной грамотности и представил программу «Дай пять» по улучшению изучения английского языка, пообещав «воспитать поколение, свободно говорящее по-английски». Старшеклассникам добавят 2000 часов занятий, в том числе разговорного английского, в классах появятся библиотеки английской литературы, студенты, выбравшие профессию преподавателя языка, получат стипендию, и т.д. Как говорится, лучше поздно, чем никогда: в маленькой стране, которая претендует на роль флагмана в мировых технологиях, молодые люди просто обязаны владеть языком международного общения. Вот только это -необходимое условие для профессионального успеха, а не достаточное; к английскому должна прилагаться специальность, а к ее получению израильская школа готовит все хуже.

Добавим, что большинство школ, согласно отчету госконтролера, не подготовлены к землетрясениям; что разрыв в показателях между учениками центра страны и периферией все растет, что закон об обязательном продленном дне снова отложен – на него, в отличие от религиозного семейного воспитания, денег нет. И наконец, что учителя, недовольные своим положением, уже в который раз угрожают встретить учебный год забастовкой.

Система образования остро нуждается в опытном и заинтересованном руководителе, который занялся бы не штопаньем отдельных прорех, а ее кардинальным исправлением. Нынешний министр для этой роли не подходит. Он занят политикой, критикой правительства, мобилизацией электората к будущим выборам, выдвижением идей о решении конфликта с палестинской автономией и Газой. Вполне достойная деятельность для лидера крупной партии, но какое отношение это имеет к нашим детям и к школе?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке