Читайте также
Компромисс по Сирии, который, казалось, к минувшим выходным начал наконец вырисовываться, уже через пару дней оказался под угрозой срыва. По мере приближения 10 апреля - даты, к которой сирийские власти обязались полностью прекратить кровопролитие в стране - противники Башара Асада все больше сомневаются в том, что Сирия действительно собирается придерживаться принятого плана по урегулированию.
Сомнения в том, что план урегулирования, предложенный экс-генсеком ООН Кофи Аннаном сработает, были с самого начала - в конце концов, антиправительственные выступления в Сирии начались больше года назад, и за это время президент Асад неоднократно давал повод усомниться в своих благих намерениях. У главы сирийского государства вошло в привычку с готовностью давать обещания и после этого, как ни в чем не бывало, продолжать идти выбранной дорогой.
Так было с многочисленными обещаниями демократических преобразований, так было и с планами урегулирования, которые в конце 2011 года предлагала Лига арабских государств. Дамаск на словах принимал инициативы по прекращению огня и даже пустил к себе иностранных наблюдателей, однако никаких видимых усилий к соблюдению этих договоров сирийские власти не прилагали, а миссия наблюдателей в итоге окончилась ничем: в феврале иностранцы не солоно хлебавши покинули Сирию, сославшись на "отсутствие условий для работы".
В каком-то смысле, история с посольством Кофи Аннана, которого ООН и ЛАГ в марте делегировали для разрешения сирийского конфликта, и не обещала ничего нового. Первым делом в Дамаске, как всегда, заявили о "позитивной реакции" на предложения Аннана, однако в конце марта МИД страны уточнил, что власти, разумеется, готовы к прекращению огня, однако правительственные войска не выйдут из сирийских городов, "пока ситуация в них не стабилизируется".
Между тем, предложенный Кофи Аннаном план урегулирования перво-наперво предполагал немедленный вывод сирийских войск из осажденных населенных пунктов и полное прекращение боевых действий в течение 48 часов. Лишь после этого могла идти речь о выполнении следующих пунктов урегулирования, в том числе - об отправке в Сирию наблюдательной миссии ООН. Вполне понятно, что посылать безоружных миротворцев в страну, где продолжаются боевые действия, никакого смысла нет.
В первых числах апреля, когда, несмотря на заявления официального Дамаска, вооруженные столкновения в Сирии продолжались, Кофи Аннан поставил сирийским властям новое условие: боевые действия должны прекратиться не позднее 10 апреля. Башар Асад с этим предложением с готовностью согласился - что, опять же, никого не удивило. Гораздо более существенным достижением стало то, что Аннану удалось добиться поддержки своего плана от всех остальных участников затянувшегося переговорного процесса.
Необходимость соблюдения дедлайна признали не только "друзья Сирии" - несколько десятков государств-противников режима Асада, которые 1 апреля договорились о выделении сирийским повстанцам финансовой помощи. Прекратить боевые действия до 10 апреля Сирию призвали и немногие союзники президента, в том числе и Россия, которая ранее дважды блокировала в Совбезе ООН резолюции по Сирии, ссылаясь на то, что они привели бы к насильственной смене власти в стране.
В начале недели Кофи Аннан провел закрытое совещание с представителями Совета безопасности, на котором упрашивал их официально поддержать свой план. Официально о реакции Совбеза пока ничего не известно, однако после поддержки российского МИДа появилась надежда, что Аннану, который весь прошлый месяц провел в переговорах с Асадом, Сергеем Лавровым и руководством ЛАГ, наконец удалось привести стороны к какому-то подобию компромисса.
В основу консенсуса должно было лечь скорейшее прекращение кровопролития при гарантии невмешательства во внутренние дела Сирии и при условии допуска наблюдателей в страну и гуманитарных организаций - в ее пострадавшие районы.
Однако к 4 апреля стало понятно, что ждать внезапных перемен в поведении Башара Асада бессмысленно. В чем-то действия сирийских властей стали выглядеть даже более цинично: в среду официальный Дамаск объявил о начале вывода техники из городов, однако одновременно поступали сообщения о продолжающихся столкновениях и ужесточающихся артобстрелах.
В итоге у иностранных дипломатов возникло подозрение, что сирийский президент понимает установленные Кофи Аннаном сроки по-своему: до 10 апреля можно безнаказанно усмирять взбунтовавшееся население. Масла в огонь подливают и оппозиционные активисты, которые то и дело заявляют, что правительство окончательно вознамерилось к назначенному сроку утопить восстание в крови.
Этого, будем надеяться, не произойдет - зачем сирийским властям суетиться, когда можно спокойно продолжать потихоньку обстреливать города, пребывая в закономерной уверенности, что это ровным счетом ничем не чревато? Нерешительность противников вместе со спасительным российским вето вполне обеспечивают Асаду такую уверенность. Серьезное кровопролитие сторонникам президента было бы только во вред: новые многочисленные жертвы среди мирного населения не только добавят решимости "друзьям Сирии", но и сделают существенно более уязвимой просирийскую позицию МИД РФ.
"План Аннана" учитывал все позиции и соблюдал интересы всех сторон и все же не учел главного: полного отсутствия у Дамаска доброй воли к прекращению кровопролития. А внешних стимулов, видимо, оказалось недостаточно - нынешнее положение дел явно не кажется Асаду отчаянным, и одной лишь гарантии невмешательства во внутренние дела ему мало.
Так что, если чуда не произойдет и 10 апреля Сирия не прекратит боевые действия, Кофи Аннану и всем остальным участникам переговорного процесса предстоит поломать голову над тем, чтобы посулами ли, угрозами, но сделать мирное урегулирование в Сирии более привлекательным для Башара Асада. До тех пор у инициатив мирового сообщества, даже самых продуманных и взвешенных, крайне мало шансов на успех.