Читайте также
Рапортуя на пресс-конференции о своих высоких достижениях, Нетаниягу неожиданно был ошарашен вопросом по поводу ситуации в Хевроне, но быстро вернул себе лицо и посоветовал «не делать из мухи слона».
На прошлой неделе несколько еврейских семей захватили «дом Махпела», расположенный неподалеку от Пещеры Праотцев в Хевроне, утверждая, что это их собственность. Эта история подняла волну палестинского протеста, а сами поселенцы, отстаивая свои права, требовали, чтобы правительство действовало по закону. Премьер-министр, по утверждению Юлия Эдельштейна в эфире радиостанции «Решет бет», возможно, «не был поставлен в известность министром обороны Эхудом Бараком о начале операции» по выдворению жильцов. В канцелярии главы правительства, напротив, сообщили, что министр обороны предупредил премьера за час до выселения. При этом Барак сказал, что «у него нет другого выхода». Сама операция превратилась в драму у нас в стране и неожиданно вызвала широкий мировой резонанс. Понятно, что и Биби, и Барак отдавали себе отчет, насколько близка и возможна новая волна кровопролития.
Естественно, ситуация у Нетаниягу непростая, поэтому он просил министра обороны позволить поселенцам завершить юридические процедуры по подтверждению законности владения этим домом.
БАГАЦ, напомню, вынес свое решение по этому вопросу и считает вселение незаконным. Он предупредил об опасности создания прецедента.
Операция по выдворению поселенцев бойцами спецназа пограничных войск ЯСАМ и полицейских расколола коалицию. В поддержку поселенцев выступили Авигдор Либерман, Гидеон Саар, Юлий Эдельштейн, Лимор Ливнат, Даниэль Гершкович, Исраэль Кац, Зэев Элькин и многие другие депутаты правого лагеря. Председатель Совета Иудеи и Самарии Дани Даян заявил: «Премьер-министр Биньямин Нетаниягу продает Хеврон уже во второй раз. В 1997 году он отказался от большей части Хеврона в пользу Ясера Арафата. А в 2012-м продал право еврейского народа жить в своих домах, купленных законным образом поблизости от Пещеры Праотцев».
Протест части правого лагерявполне понятен: близится срок праймериз в Ликуде, а там не только будет выбран кандидат от партии на пост премьера, но и утвержден список Ликуда. И все хотят воспользоваться голосами поселенцев-ликудников. Исраэль Кац, министр транспорта, решив, что надо продемонстрировать солидарность с поселенцами, посетил их и поцеловал мезузу дома.
Обжегшийся в свое время на Хевроне, хотя это было абсолютно правильным решением, пусть и непопулярным в правом лагере, Биби решил на этот раз предоставить высокое право добычи каштанов из огня Эхуду Бараку. У Барака тоже были свои соображения поторопиться: он опасался, что поселенцам удастся дотянуть время до Песаха, и это место станет центром паломничества в праздники.Как министр обороны, он прекрасно понимал, насколько близок конфликт, могущий привести к новой интифаде. В свою очередь, юридический советник правительства Иегуда Вайнштейн заявил, что нужно поскорее приступить к эвакуации поселенцев.Пока Биби успокаивал Либермана заверениями о предоставленной поселенцам паузе, Барак получил разрешение премьера использовать полицию и армию для проведения операции. Вопреки сообщениям, никакого сопротивления поселенцы не оказали.
Естественно, немедленно раздалась критика в адрес премьера, министр иностранных дел заявил о несбалансированной позиции министерства обороны и потребовал специальной министерской комиссии. Как бы то ни было, но «пули», угодившие в премьера, больше предназначались министру обороны и попали в него, утратив свою силу, уже рикошетом.
Зэев Элькин, один из видных представителей правого лагеря и активный защитник поселенцев, заявил Эхуду Бараку и Шалому Симхону - министру промышленности от партии «Ацмаут»: забудьте о поддержке Ликуда. Кстати, на этой конференции премьер собирался просить присоединить партию «Ацмаут» к Ликуду и забронировать места для Барка и Симхона в ликудовском списке. Помимо своих правых убеждений, это предложение не вызвало восторга еще и потому, что никому не хотелось двигаться вниз, пропуская вперед себя чужаков.
Из лагеря Либермана, человека по-прежнему влиятельного в Ликуде, недвусмысленно намекают, что Биби пора выбрать между собственной партией и Бараком. Боюсь, министр обороны заплатил за свое правильное решение высокую цену.