Читайте также
Если использование химического оружия и на этот раз сойдет с рук сирийскому режиму, если и в этот раз Кремль заботливо прикроет своего кровавого протеже - это может поменять все правила игры на Ближнем Востоке. Асад сделает для себя очень простой вывод: можно и дальше применять неконвенциональное оружие. В том числе и против Израиля.
Именно поэтому Израиль, после многократных попыток сближения с Москвой, на этот раз пошел на открытую конфронтацию: именно Иерусалим сейчас убеждает Трампа в том, что реакция США должна быть сокрушительной.
"США ответят, это уже предрешено"
- В принципе, вопрос о том, что военный ответ будет, уже решен. Сейчас Трамп взвешивает, насколько мощным должен быть удар. Он должен быть болезненным для режима, весь мир должен вновь почувствовал сильную руку США. Президент США должен отреагировать, иначе он утратит доверие народа, да и всего мирового сообщества. Но он не хочет пересекать красные линии, что заставило бы Россию и Иран нанести ответные удары. Никто не хочет развязать в Сирии мировую войну. Трамп сейчас определяет правильную дозировку, - сказал "Деталям" американист профессор Эйтан Гильбоа.
- Но Дональд Трамп совсем недавно заявил, что хочет вывести американские войска из Сирии, вопреки рекомендациям советников и просьбам союзников. Будет ли он вместо этого еще глубже погружаться в сирийскую трясину?
- Заявление Трампа о выводе войск было очень опрометчивым. Это было большой ошибкой. Ясно, что и в Москве, и в Тегеране, и в Дамаске сделали выводы. Асад истолковал это так, что можно применять химическое оружие, американцам нет до него дела.
- Госсекретарь Помпео и новый советник по национальной безопасности Болтон считаются "ястребами". Могут ли они подтолкнуть Трампа к расширению военных действий против Асада и Ирана?
- Да, действительно, они ястребы. Вопрос, насколько они могут повлиять на президента. Ведь Трамп уже прослыл президентом, который не слушается советников, а любит все решать сам. Часто он поступает вопреки всем советам и рекомендациям. Кроме того, у Помпео и Болтона совсем нет опыта. Я не уверен, что у них есть четкая картина и понимание ситуации в Сирии", - отвечает Эйтан Гильбоа.
- Израиль долгое время пытался выстроить доверительные отношения с Россией. Частые визиты Нетаниягу в Россию и его встречи с Путиным, обмен военной информацией, координация действий в Сирии… Сегодня все это разрушено? Израиль вступает в открытую конфронтацию с Россией?
- До сих пор Россия закрывала глаза на военные удары Израиля, позволяя нам отстаивать свои интересы. Американцы тоже всегда были уверены, что Россия не хочет вступать в открытый конфликт с США и их союзниками. Но сегодня химическое оружие меняет правила игры, и Израиль с этим смириться не готов, - ответил профессор Гильбоа.
"Корона не может держаться на двух головах"
- Есть такая арабская пословица: корона не может держаться на двух головах, одну голову нужно отрубить. Россия не хочет делить Сирию с Ираном, она хочет властвовать единолично. И в этом ее интересы совпадают с израильскими. Мы тоже хотим, чтобы иранцы оттуда убрались, - так в интервью "Деталям" оценивает ситуацию арабист и востоковед Шауль Менаше. – Но сегодня войска Асада приближаются к одному из последних анклавов повстанцев, который примыкает к Голанским высотам. Когда повстанцев прогонят, Иран и его милиции окажутся у нашей северной границы. Прибавьте к этому еще и химическое оружие. В Кремле должны понимать, насколько серьезна для Израиля эта ситуация. Вряд ли Москва заинтересована в серьезной ссоре с Израилем.
- Россия заявляет, что никакого химического оружия не было. Что это все - спектакль для либеральных СМИ. В принципе, мы не раз сталкивались с постановочными съемками "преступлений" против мирного населения, и в Газе, и в Южном Ливане. В блогосфере даже появилось понятие "Палливуд", то есть "палестинское телевидение", фейковые постановочные съемки "преступлений" Израиля. Насколько же мы уверены в том, что режим Асада сохранил свои арсеналы неконвенционального оружия и продолжает их применять?
- Весь мир, кроме России и Ирана, сходится во мнении, что в городе Дума было применено химическое оружие. Это подтверждают наблюдатели, общественные организации, правозащитники, и – самое главное – спецслужбы. Израиль тоже располагает информацией, что это было. Мы поделились этой информацией с американцами. По израильским данным, в Сирии продолжают работать два секретных завода, производящих химическое оружие.
- Зачем Асаду это нужно? Ведь он понимает, чем это чревато.
- Задача Асада сегодня - не только очистить весь район большого Дамаска от повстанцев. Он хочет изменить демографическую ситуацию, прогнать из этих районов суннитское население, заменив их на переселенцев из Ирака и Афганистана, которые уже вселяются в пустующие дома во многих городах Сирии. Конвенциональным оружием изгнать мирное население не очень легко. А вот страх перед химическим оружием может привести к массовому бегству.
"Мы бы все равно разбомбили эту базу. Рано или поздно"
Каковы прогнозы? Какое развитие ситуации кажется сегодня наиболее вероятным? Этот вопрос мы адресовали обоим экспертам.
- Холодная война закончилась, и во вторую серию я не верю. Но есть кризис, безусловно, между Россией и США, - говорит профессор Гильбоа. – У Америки нет сегодня той силы, да и мотивации, чтобы быть мировым жандармом. Трамп на выборах говорил: "Америка прежде всего". Решать свои проблемы, а на за тридевять земель… Но сейчас Трамп, если вы обратили внимание, впервые выступил с критикой в адрес Путина лично. Его подозревают в неких связях с Кремлем, и он всячески хочет показать, что вовсе не сидит в кармане у Путина. Конечно, Израиль использовал предоставившуюся возможность. Никто в данный момент не станет заступаться за Иран и Асада".
- Мы все равно бы разбомбили эту базу, рано или поздно, - уверен Шауль Менаше. – Иранцы строят там очень серьезную базу, с центром пилотирования дронов. В данный момент из-за скандала с химическим оружием последствия для Израиля будут минимальны. Пока нам только угрожают на словах. Думаю, до дела не дойдет. Ведь Асад понимает, что если Израиль по-настоящему втянется в эту войну, то его режиму придет конец".