Читайте также
Пурим - это праздник еврейского погрома. Только такого погрома, когда громили не евреев, а громили евреи. И громили своих врагов, если верить "Мегилат Эстер", с позволения царя на всей территории Персидской империи. Поэтому такой праздник и используется в антисемитской пропаганде: "Смотрите, евреи без стеснения празднуют день, когда они громили гоев. И они еще возмущаются...".
Праздник Пурим - подарок для антисемитов. Правда, у них есть проблема. Ведь антисемиты, которые обвиняют евреев знают, что "Мегилат Эстер" ("Книга Есфири") входит в состав "Ветхого Завета", то есть не только нашей, но и их Библии.
Но остановиться все равно не могут. Вот, например, опус православного диакона Андрея Кураева против Эстер и связанного с ней праздника. Текст, не лишенный некоторой логики, хотя и основывающийся на передергиваниях.
В частности там Кураев пишет:
"Апологеты Пурима вряд ли одобрили бы, если б Московская Патриархия каждый год открыто и шумно праздновала штурм Казани войсками Ивана Грозного, при этом подчеркивая, что в нем она видит образец для обращения со всеми врагами Святой Руси? Не назвали бы они такое поведение безумным и чреватым пролитием новой крови? Но тогда столь же негативной должна быть и их реакция на празднование "веселого праздника Пурим".
Жаль, что диакон (вроде в семинарии учившийся) не видит разницу. Ведь "апологеты Пурима" (то бишь, иудеи) никогда не объявляли рассказы об Иване Грозном своими священными текстами. А вот христиане и христианское духовенство почитают "Ветхий Завет", он же "Еврейская Библия" (ТаНаХ), как Священное Писание христианства. Для христианской догматики это Боговдохновенные тексты. Мы, иудеи, их на это не подписывали.
"Книга Есфири" в православном каноне Библии помещена между книгами Юдифи и Иова.
Так что, если господину диакону не нравится канонический свод текстов его религии, то он вполне может отказаться от нее и вернуться к исконно-славянскому поклонению Перуну, идолам и капищам. Вернуться к первоначальному язычеству, которое не потребует от него уважительного отношения к иудейским текстам.
Отбиться от Кураева как от злобного антисемитского жука можно довольно легко. Но…
Праздник погрома
Пурим - действительно странный праздник. Это праздник еврейского погрома. Только такого погрома, когда громили не евреев, а громили евреи. И громили своих врагов, если верить "Мегилат Эстер", с позволения царя на всей территории Персидской империи. Поэтому такой праздник и используется в антисемитской пропаганде: "Смотрите, евреи без стеснения празднуют день, когда они громили гоев. И они еще возмущаются…".
Покойный Йоси Сарид как-то на мероприятие организации, борющейся за гражданские браки и права смешанных семей, говорил, что из всех книг ТАНАХа он более всего любит Книгу Рут, которая об открытости еврейского народа, о возможности чужестранки войти. А менее всего ценит - Свиток Эстер, который о ненависти и уничтожении других. Ему возразили: "Но в этой книге говорится о смешанной семье Ахашвероша и Эстер, которая оказалась очень удачной для истории еврейского народа".
Где Бог?
Свиток Эстер - это единственное произведение в Священном писании, где не упоминается имя Бога. Вообще не упоминается. Ни в каком виде. Правда, тут могут резонно возразить, что, несмотря на то, что имя Его не упоминается, все пронизано духом Его. Он присутствует в тексте и определяет судьбу. Тот самый жребий - аккадское слово "пуру" - в честь которого и назван праздник "פּוּרִים".
В тот момент, когда в персидской империи возникший еврейский праздник стал зваться иностранным словом "Пурим", сама еврейская религия стала называться (уже навечно) персидским словом "Дат" (однокоренным таким индоевропейским словам как "дать" и "подать").
Свиток Эстер поражает не только отсутствием упоминаний о Боге, но и отсутствием упоминаний о Храме, молитвах и "мицвот" (заповедях).
Именами чужих богов
Свиток Эстер - это единственная книга ТАНАХа, в которой еврейские герои называются не еврейскими именами. Более того, Мордехай и Эстер - это имена языческих богов - Мардука и Иштар. Правда, у Эстер до замужества было другое имя - Адасса. Но она от него отказалась, чтоб стать Эстер.
Есть предположение, что Пурим изначально был ритуалом (типа у соседей карнавальные праздники есть, а мы – тоже не пальцем деланные) и только затем обзавелся историей в виде Свитка Эстер, где объясняется, что еврейская девушка Адасса вынуждена была назвать себя Эстер.
Пурим - праздник весны
Праздники встречи весны и проводов зимы - были у всех народов древности. И праздники эти были похожи. И карнавальными переодеваниями, и шумными народными гуляниями, с дудками, свиристелками, трещотками. И стремлением напиться так, чтоб не отличать никого и ничего, а не только Амана от Мордехая.
Пурим - это единственный праздник Галута, изгнания, жизни среди других народов. Я не буду сейчас спорить об предысторической достоверности событий, которые изложены в книге Эстер. Но вероятно чисто функционально он понадобился именно для того, чтоб позвать соседей на свой весенний праздник, после того, как они позвали к себе.
Пурим - праздник Галута и еще в одном смысле. Это праздник народа, который находясь в изгнании, в чуждом окружении, часто становясь жертвой ненависти и ксенофобии - выжил.
И это тысячелетнее выживание - не меньшее чудо, чем-то, что описано в Свитке Эстер.
Маски, которые мы выбираем
Наблюдая в Израиле пуримные переодевания уже более 20 лет, я пришел к следующему наблюдению: с каждым годом маски и костюмы становятся все более агрессивными. Силовыми.
Это мое субъективное мнение. Статистики у меня на этот счет нет. Но мне кажется, что с каждым годом у нас все более единорогов с острым рогом, все менее людей переодетых в милых зверюшек и безобидных звездочетов.
Мой четырехлетний сын явился в садик на Пурим в костюме желтой собачки из мультика "Щенячий патруль". Остальные мальчики над ним насмехались. Все были одеты в супергероев с необычайной силой.
И такое – и среди детей, и среди взрослых. Чем это вызвано?
Нет. Я не буду подобно крайне левым все валить на оккупацию территорий и милитаристскую пропаганду правительства Израиля.
Мне кажется, что это вызвано скорее всеобщим ощущением бессилия: личного, социального, политического, экономического…