Чисто английское "Смущение"
Фото: jewishvirtuallibrary.org
Чисто английское "Смущение"

О том, что власти Великобритании прилагали немалые усилия, мешая евреям, пытавшимся добраться до Страны Израиля, входившей в то время в состав Британской империи, было известно давно. Но лишь несколько лет назад выяснилось, что ради этого, правительство лейбористов во главе с Эттли в 1947 году пошло даже на откровенные диверсии, задействовав свою могущественную Службу секретной разведки МИ-6. Впрочем, у них все равно ничего не вышло, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru

Несколько лет назад британский историк Кейт Джефри из Королевского университета в Белфасте опубликовал крайне примечательную книгу о работе британской внешней разведки в первой половине XX-го века – "МИ-6: Служба секретной разведки 1909 – 1949". Профессор Джефри стал первым исследователем, допущенным в архивы МИ-6 и получившим официальное разрешение на публикацию своих изысканий. Правда, его книга, ставшая, фактически, первой и единственной официальной историей, созданной в 1909 году секретной службы, резко обрывается 1949 годом. Однако для агентства, чье существование было вообще признано лишь четверть века назад в 1990 году, и это можно считать почти невероятным событием.

Среди прочих, раскрытых в книге сенсаций, Джефри описывает принятое в 1947 году тайное решение правительства лейбористов во главе с Клементом Эттли использовать против нелегальной еврейской репатриации в Страну Израиля секретную службу МИ-6. Для срыва еврейских усилий, разведке было разрешено не только дискредитировать подпольщиков, с помощью дезинформации и клеветы, но и осуществлять откровенные диверсии. 

В конце 1946 года правительство обратилось к МИ-6 с просьбой найти способы отвадить судовых капитанов и экипажи от участия в нелегальной еврейской репатриации, указав, что "предполагаемые акции, по сути, являются формой запугивания, и станут лишь тогда эффективными, когда некоторые из тех, на кого они направлены, действительно столкнутся с неприятными последствиями". 

Среди предложенных вариантов перечислялись "выведение из строя вышедших в море кораблей", "порча приготовленных на судах запасов пресной воды и продуктов" и "организация пожаров на борту кораблей, стоящих в порту". В свою очередь, глава МИ-6 Стюарт Мензис предложил для прикрытия создать фиктивную арабскую террористическую организацию под названием "Защитники арабской Палестины", которая брала бы на себя ответственность за диверсии. 

Официально же, операция "Embarrass" ("Смущение", англ. - как видно название должно было отражать задачу - смущение участников нелегальной репатриации) началась после состоявшейся 14 февраля 1947 года встречи представителей службы разведки, армии, а также министерств по делам колоний и иностранных дел. Важно отметить, что согласно поставленному МИДом условию, поджечь корабль "в случае необходимости, разрешалось лишь, если тот был пуст". 

Агентам также разъяснили, что "особое внимание должно быть уделено отсутствию каких бы то ни было доказательств, связывающих их положительные действия против судов с правительством Его Высочества". Поэтому, в случае поимки, "они ни при каких обстоятельствах, не должны были признавать свою связь правительством". Поскольку было очевидно, что выдать себя за арабских террористов агентам вряд ли удастся, их обязали утверждать, будто они были завербованы в Нью-Йорке "антикоммунистической организацией, сформированной группой международных промышленников, главным образом в нефтяной и авиационной сфере". 

Специально созданной сети под кодовым названием "Океан" был выделен весьма солидный по тем временам бюджет в размере 30 000 фунтов стерлингов. Экипированные таймерами и противокорабельными минами с магнитными присосками, агенты под видом путешественников на яхтах были отправлены к побережью Франции и Италии. 

Операция "Embarrass" включала в себя три параллельных аспекта: дискредитацию нелегальной репатриации с помощью "черного пиара" (ложных обвинений в коммунистической и контрабандной деятельности), запугивание и проведение мошеннических мероприятий с целью предотвращения выхода судов из портов Черного моря и непосредственные диверсии против кораблей. 

Стоит заметить, что вся эта антиеврейская деятельность была развернута Британией уже после того, как она в мае 1947 года передала вопрос о будущем мандата на Палестину (Страну Израиля) В ООН, официально как бы самоустранившись от вмешательства в конфликт между евреями и арабами. 

Из книги профессора Джефри следует, что в период с лета 1947 года и до начала 1948 года, то есть, буквально накануне провозглашения Израиля, агенты МИ-6 организовали пять нападений на суда с нелегальными репатриантами в итальянских портах. В итоге, утверждает историк, один корабль был полностью уничтожен ("total loss"), два – повреждены, а в еще двух случаях, мины были обнаружены до выхода кораблей из порта. При этом, итальянские власти, обнаружив изготовленные в Британии мины, не нашли в этом ничего подозрительного, рассудив, что арабские террористы "естественно пользуются британскими запасами". 

Однако, самое интересное в этой истории то, что израильским исследователям известно всего об одном единственном случае диверсии против судна нелегальной репатриации, произошедшим 30 августа 1947 года в порту Венеции. 

В частности, об этом сообщает в своей статье "Война МИ-6 с нелегальной репатриацией" Йеуда Бен Цур - ветеран израильских ВМС, непосредственный участник операций "Моссад Ле-Алия Бет" (структуры, занимавшейся нелегальной доставкой репатриантов), который после выхода на пенсию посвятил себя сбору материалов о морских операциях еврейских организаций накануне провозглашения государства. 

Подрыв закупленного и отремонтированного в США судна "Pan Crescent" упоминается в книге "Корабли без флагов", написанной главой отделения "Моссад Ле-Алия Бет" в Италии Адой Сирени. Корабль, стоявший в венецианском порту, должен был выйти в море 30 августа, достичь румынского порта Констанца, взять на борт репатриантов и отправиться в Страну Израиля. По воспоминаниям Сирени, еще за две недели до этого, на борту корабля побывали два офицера британской разведки, задавшие несколько вопросов хозяину судна. Выход из венецианского порта был назначен на раннее утро, но задержался из-за того, что подпольщики забыли привезти из города некую деталь. В итоге, таймер британской бомбы сработал, когда судно еще стояло в порту. Раздался мощный взрыв, оба борта корабля треснули, и вода стала заливаться внутрь. Случись это в открытом море, корабль бы непременно затонул, в порту же он просто опустился на дно, которое было лишь на метр глубже днища судна. 

По словам Сирени, хотя доказательств тому они не имели, было ясно, что речь идет о британской диверсии. О том, что этим занимаются агенты МИ-6 они, тогда, разумеется не подозревали. А вскоре, один из членов нанятого подпольщиками итальянского экипажа признался, что был завербован британцами и должен был сойти на берег за день до выхода корабля в море. Осознав, что его предательство едва не стоило жизни товарищам, он раскаялся и решил во всем сознаться. 

В итоге, в декабре 1947 года "Pan Crescent", отремонтированный и переименованный в "Ацмаут" (Независимость, ивр.), в паре с аналогичным американским судном "Pan York", называвшимся теперь "Кибуц галует" (Собрание изгнанных, ивр), и 15 тысячами репатриантов, были перехвачены британскими военными кораблями и доставлены в британский лагерь на Кипре. После провозглашения еврейского государства, оба судна использовались для доставки репатриантов с Кипра в Израиль. 

Таким образом, и в этом, единственном известном случае диверсии, корабль вовсе не был уничтожен полностью. О чем же пишет британский историк в своей книге? Профессор Джефри не приводит ни одного названия судна в своем исследовании. Может ли быть, что их не было в документах МИ-6? 

В статье Бен Цура упоминается список из 13 "подозрительных" кораблей (включая и "Pan Crescent"), направленный 5 сентября 1947 года итальянскому МИДу британским послом в Риме, в котором фигурируют 5 судов, вообще никак не связанных с "Моссад Ле-Алия Бет". Другими словами, если предположить, что в МИ-6 не занимались банальными приписками, возможно, британская разведка, уничтожая в итальянских портах, как она считала, суда еврейских подпольщиков, по ошибке подрывала корабли контрабандистов или вообще случайных людей. 

Примечательна еще одна, в итоге, не состоявшаяся акция МИ-6 против "Моссад Ле-Алия Бет", описанная в книге профессора Джефри и названная, по его словам, одним из офицеров британской разведки, колоссальной возможностью, которая была упущена. Речь идет о намерении взорвать летом 1947 года в порту французского города Сет судно "Президент Варфилд". 

Джефри пишет, что яхта с британскими агентами следила за кораблем, намереваясь подсадить к его днищу мину, которая должна была сработать через 3-4 дня, необходимых, чтобы диверсанты могли покинуть французские территориальные воды. Но агенты не могли в этой ситуации гарантировать, что никто не пострадает. Более того, после того, как Франция пообещала Британии приложить усилия для предотвращения потока нелегальных репатриантов с ее территории, британский МИД наложил эмбарго на проведение акций в рамках операции "Смущение" в портах Франции. В итоге яхта с агентами ушла в итальянские воды, а "Президент Варфилд" 11 июля вышел из Марселя с четырьмя с половиной тысячами репатриантов на борту. Французы, как выяснилось не слишком старались выполнять свои обещания, данные британским соседям. 

Страдания пассажиров "Эксодуса" - именно так стал называться "Президент Варфилд", особенно жестокий захват его британскими солдатами у берегов Хайфы, а затем возвращение людей в немецкие лагеря, под надзор немецких охранников, вызвали широкий общественный резонанс, ставший частью нарастающего политического давления на английское правительство. В конце концов Великобритания объявила об отказе от мандата на Палестину и передаче его ООН. Три месяца спустя, 28 ноября 1947 года, ООН проголосовала за создание независимого еврейского государства. 

Похоже, что убедившись в неэффективности операции "Смущение" и высоком риске обнаружения, а также связанного с этим неминуемого международного скандала, к началу 1948 года британцы ее свернули. В итоге, даже использование могущественной МИ-6 не принесло британцам успеха. Всего же за этот период с мая 1947 по начало 1948 года более двух десятков судов сумели выйти из портов Франции и Италии, направив в Страну Израиля порядка 30 тысяч человек. 

Итак, чего в этой операции было у британцев больше - приписок, путаницы или подлости по отношению к народу, только что пережившему Катастрофу, сказать сложно, так и ли иначе, похоже, что свое название она полностью оправдала.

counter
Comments system Cackle