Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

"Отцы и дети" - израильский вариант

Если в России родители при колоссальных усилиях все же могли многда соответствовать требованиям детей - то в Израиле никогда, слышите, никогда.

04.05.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
ShutterStock

Читайте также

"В нашей юности действительно много было по-другому. Оставаться молодым, жить с ними “в одном формате” гораздо сложнее, чем просто лелеять собственный опыт". (Елена Котова)

Вечная тема "отцов и детей" со временем обросла многочисленными ответвлениями, обзавелась комментариями и собственной историей, так что, в конце концов, растеклась по древу жизни и рассыпалась на частности. А так как проблему решить до сих пор никому еще не удалось - то приходится довольствоваться случайными статейками. 

Потому никак не мог пройти мимо статьи "Дети как приговор" на сайте элитного журнала "Сноб". Каким элитным мнит себя журнал - такими избранными считают себя его авторы. Вот и статья "Дети как приговор" Елены Котовой отмечена не только вызывающим названием, но и претенциозной позой, в которую становится автор. Изложена точка зрения молодой мамаши, всеми силами стремящейся быть не просто матерью, а подругой своего подросшего сына. 

Что делает Елена Котова для этого? Она всячески выкручивается, в попытке очистить новое поколение от привычных штампов, которыми старшие стараются наклеить на них. Ее задача - возвысить молодое поколение, несмотря на отдельные недостатки. С другой стороны, для моложавой женщины ребенок - это попытка омолодиться и сблизить жизненные "форматы" матери и сына: "Мы молоды, пока живем в "одном формате" с нашими детьми". 

Задача "отцов и матерей", по мысли журналистки, не предъявлять к своим детям взрослые требования - наоборот, родителям следует соответствовать причудам и правилам поведения "детей". Разве наши "дети", - говорит Елена Котова, - не гибче, рациональнее, современнее и удачливее, чем мы, их родители - заскорузлые, старомодные и немолодые? Как же можем наставлять детей, когда нам следовало бы учиться у них. 

С точки зрения журналистки Котовой, дети - это приговор усталым родителям, не сумевшим сохранить молодость и преодолеть барьер возраста. Дети - приговор безжалостному времени, которое, вопреки нашей воле, делает нас взрослыми.  

"Я могу сказать маме, что люблю ее, но не сумею передать ей всего, о чем сейчас пишу. Потому что о таких вещах я говорю на иврите, а она - понимает по-русски". (Маша Сапожникова

Статья "Дети как приговор" хоть и выбрана была случайно, но оказалась показательной и типичной для того разряда молодящихся родителей, для которых молодость - главная и единственная цель жизни. 

Давайте теперь спроецируем подобную ситуацию и сходную тему на израильскую реальность. По нашему мнению, жизнь в эмиграции, не просто другой мир, чем-то отличающийся от знакомого тебе, это новый перевернутый мир, в котором изменены точки отсчета и меры измерения. Потому в новом мире, на другой земле, уже исследованная тема поворачивается другой гранью, принимает другую форму. 

Поменяем не только страну - поменяем и роли: точку зрения родителя заменим взглядом ребенка. Если в российском варианте "отцы" заслужили приговор, потому что не хотели оставаться детьми - то в израильском уже не взрослые, а дети выносят приговор "отцам", потому что те вылеплены из другого теста и не соответствуют их представлениям об идеальных израильтянах. Там родители поднимались до уровня детей - здесь дети опускались до уровня взрослых. 

Если в России родители при определенных условиях, при колоссальных усилиях все же могли иногда соответствовать требованиям детей - то в Израиле никогда, слышите, никогда, родители-репатрианты не смогли бы проживать "в одном формате" с требовательными детьми. Потому что родители воспитывались в одном мире - а дети в другом. 

Вообще, в условиях репатриации разрыв поколений проявляется совершенно в других формах: более острых, более напряженных, может быть, отчасти и более трагически-необратимых. По большому счету, взаимоотношения "отцов и детей" покоятся на двух китах, на двух разнонаправленных силах: притяжении и отталкивании. Или в терминах литературных: любви и ненависти, доверия и недоверия, подражания и самобытности. 

Так вот, в обычных условиях преобладает положительная тенденция, сила притяжения. В эмиграции преобладает другая сила - отталкивания. 

Почитайте откровенные размышления на эту тему двух девочек, выросших в Израиле: Анат Юровски и Маши Сапожниковой. Общим и самым важным местом, скорее, откровением для обеих является чувство разобщенности, несхожести, невозможности слияния двух разных миров, двух любящих сердец: "Но, вместе с тем, у нас с мамой нет общего языка. Мое мировосприятие сложилось на иврите, а ее - на русском языке". 

"Я стыдилась ходить в супер со своей бабушкой - вдруг та заговорит на улице по-русски, я стеснялась приводить подруг домой - ведь здесь говорят по-русски". (Анат Юровски)

Не подумайте, будто бы девочки не любят своих родителей или стесняются их. Хотя в глубине души и такие чувства, обязательно, присутствуют в исповедях девочек-сабр. Нет, они понимают, что выросли в другом мире, в другом окружении: "Кроме того, ты относишься к своему ближайшему окружению, как будто это весь мир. Твоя семья, класс, классная руководительница, кружок - это и есть мир". 

Они понимают, что воспитывались в совершенно разных условиях; да и как можно сравнить наше продвинутое, насыщенное новейшими гаджетами время и прошлое, лишенное электронных игрушек. Не забудем и разные менталитеты, привычки, комплексы и фобии, разными оказались и родные языки. 

А раз так, то чувство отталкивания всегда будет преобладать над всеми другими чувствами: привязанности, родственности, любви. Им скорее неуютно с нами, некомфортно в наших тесных родительских объятьях. Они предпочтут общество друзей кругу родственников, потому что близкие частенько вызывают раздражение и неприязнь. Признание друзей для них сильнее "зова крови". 

Они любят нас, но своеобразной странною любовью. Любовью, смешанной с удивлением, негодованием, раздражением и недопониманием. 

"Граница между молодостью и старостью проходит там, где умирает желание познавать мир детей и примерять его на себя". (Елена Котова) 

Раз уж так разыгралось воображение, раз уж мы нарисовали себе отношения детей и родителей в виде приговора, то почему бы не представить себе взгляд на своего выросшего ребенка как диагноз. Как еще, если не глядя на наших детей, определить наше благосостояние, достигнутые позиции, положение в обществе. Наши достижения и потери, наше прошлое и настоящее. Дети - самый точный индикатор, показатель израильской жизни. 

Благополучные успешные и преодолевшие препоны репатриации дети - это один диагноз. Потерянные комплексующие и попрекающие родителей дети - совсем другой показатель. 

Не стоит спрашивать: сумели ли вы адаптироваться в Израиле? Стоит лишь взглянуть на ваших детей.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке