Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Дает корова молоко

Выйдя на израильский кошерный рынок с продукцией из нееврейского молока, фирма Häagen-Dazs, подобно Деточкину, покусилась на самое святое – на доходы религиозных функционеров.

Евгений Левин
24.01.2012
Источник:Credo.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

И вновь о финансовой составляющей современного кашрута и раввината в Израиле

Часто ли мороженое попадает на первые полосы газет? Думаю, что не слишком – разве что в случае какого-нибудь массового отравления. Однако в Израиле и не такое бывает: несколько дней назад ведущие газеты опубликовали сообщение о том, что Главный раввинат объявил некошерным популярное мороженное фирмы Häagen-Dazs, прежде беспрепятственно продававшееся во всех кошерных торговых сетях страны. Объясняя свое решение, представители раввината заявили, что этот продукт не соответствует израильским стандартам кашрута, поскольку для его изготовления используется "нееврейское молоко".

Чтобы понять, с чем связан нынешний сыр-бор, потребуется небольшой экскурс в историю еврейского религиозного законодательства. Уже в Талмуде Авода Зара (35б) приводится список продуктов, которые евреям можно использовать для извлечения выгоды (например, продавать их неевреям), однако запрещено есть. Первым в этом списке значится "молоко, надоенное неевреем не в присутствии еврея". По словам мудрецов, этот закон был связан с тем, что нееврей может подмешать в кошерное молоко некошерное, например, ослиное, конское или даже свиное.

Несмотря на установленный ими запрет, мудрецы, похоже, считали подобное поведение маловероятным. Поэтому они не требовали, чтобы еврей непременно наблюдал за дойкой каждой коровы – достаточно было, чтобы еврей находился рядом, а нееврей-молочник знал о его присутствии (Авода Зара 39б).

Переход к промышленному производству молока и молочных продуктов не только поставил перед раввинами ряд новых проблем, но и привел к появлению оригинальных галахических решений, в том числе относительно нееврейского молока. К примеру, знаменитый израильский раввин Авраам Ишаягу Карелиц (Хазон Иш) разрешил любое молоко, произведенное фабричным способом. Как считал раввин, правительственный контроль за производством можно считать достаточной гарантией, что технология не будет нарушена, и кошерное молоко не смешается с некошерным. К такому же выводу пришел и ведущий американский раввин Моше Файнштейн. По его словам, в наши дни технология позволяет достичь абсолютной уверенности без непосредственного наблюдения (например, при помощи приборов или датчиков). Соответственно, правительственный контроль можно считать полноценным аналогом еврейского присутствия, и, следовательно, фабричное молоко можно считать кошерным.

Несмотря на огромный авторитет Хазон Иша и р. Файнштейна, с их выводами согласились далеко не все раввины. К примеру, р. Мордехай Яков Брейш из Цюриха полагал, что фабричное молоко имеет тот же статус, что и молоко, надоенное нееврейским крестьянином без еврейского наблюдения, и, соответственно, запрещено.

На сегодня Orthodox Union (OU - крупнейшая американская организация по контролю за производством кошерных продукции) руководствуется мнением р. Файнштейна, и считает допустимым использование фабричного молока. Однако в Израиле, согласно решению государственного раввината, молоко должно быть еврейским. Исключение делается лишь для молочного порошка.

Именно на этом и погорела фирма Häagen-Dazs, решившая использовать в производстве жидкое молоко вместо порошка. OU признало их мороженое кошерным, что и позволило ему появиться на прилавках кошерных супермаркетов. Однако израильский раввинат решил проявить твердость.

Среди религиозных евреев бытует убеждение, что еврейское молоко якобы обладает большей "святостью". Однако во многих других вопросах – например, касающихся еврейской сельхозпродукции седьмого года (Шмита) - государственный раввинат традиционно проявляет гораздо больше гибкости. Поэтому рискнем предположить, что дело тут не только в благочестии.

Как мы уже сказали, для того, чтобы молоко считалось еврейским, еврею достаточно присутствовать при дойке. При этом ему не обязательно наблюдать за процессом непрерывно, достаточно время от времени заходить в коровник. На практике это означает, что раввинат требует нанимать специальных инспекторов кашрута, которые время от времени появляются на фермах, символизируя еврейское присутствие – разумеется, за приличное вознаграждение. Иными словами, требование, чтобы молоко непременно было еврейским, позволяет раввинам пристроить на непыльные хлебные места несколько правоверных иудеев.

Стоит отметить, что этот подход проявляется не только в молочной промышленности. Поскольку мы уже упомянули о законах седьмого года – в иудейской канонической литературе есть несколько мнений, в какой степени эти законы распространяются на цветы. Одни раввины полагают, что в седьмой год цветы можно выращивать и продавать без всяких ограничений, другие – что это вообще запрещено, третьи – что при этом необходимо придерживаться строгих правил, соблюдение которых требует постоянного контроля компетентных лиц. Какое из этих мнений стало законом, догадаться нетрудно - в седьмой год изрядное количество благочестивых иудеев трудоустраивается инспекторами цветоводства, разумеется, тоже не бесплатно.

Так что, выйдя на израильский кошерный рынок с продукцией из нееврейского молока, фирма Häagen-Dazs, подобно Деточкину, покусилась на самое святое – на доходы религиозных функционеров. Как показала история с раввинами Зохара, о которой мы недавно писали, в подобных случаях раввинат будет стоять до последнего.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке