Читайте также
Израильтяне на протяжении десятков лет живут в абсолютно ненормальной реальности – войны, постоянные боевые столкновения, теракты. Борьбу с террором следует продолжать и дальше, обеспечивая защиту гражданам, но сейчас требуется изменить ситуацию в корне, проявив инициативу, необходим политический процесс, цель которого – достижение мира.
При отсутствии мирной инициативы наше положение будет только ухудшаться. Войны и насилие продолжатся, международное давление на Израиль с целью создания двунационального государства будет усиливаться, а наша изоляция только усугубится. Напряженность в отношениях с Европой и США приведет к ослаблению нашего влияния в иранском вопросе.
Мирный процесс должен состоять из двух частей – "арабской мирной инициативы" в сочетании с израильской мирной инициативой. Согласно арабской мирной инициативе, арабские страны провозгласят, что их стратегическая цель – мир, и признают, что военного решения у этого конфликта нет. Взамен Израилю придется отойти к границам 1967 года с определенными коррективами, которые подлежат согласованию. В вопросе о возвращении беженцев также следует достичь консенсуса, не поступаясь при этом фундаментальными израильскими интересами, а столицей палестинского государства станет Восточный Иерусалим.
Это шанс, который нельзя упускать. Это расклад, важность которого невозможно переоценить.
57 арабских стран согласны заключить с Израилем мир. Общерегиональные переговоры с целью завершения арабо-израильского конфликта – это умное и творческое решение, который сделает возможным региональное сотрудничество в экономической и оборонной сферах, в то время как палестинский канал переговоров будет основным. Умеренные арабские страны сумеют найти стимулы, с помощью которых палестинцы займут более прагматичную позицию при решении спорных вопросов.
Моя рекомендация такова: Израиль должен выступить с политической инициативой, должен появиться "израильский план". Согласно этому плану, мы принимаем арабскую инициативу как основу для переговорного процесса и выдвигаем следующие условия:
* Израиль отвергает требование палестинцев о праве на возвращение в границы Израиля. Решившие вернуться смогут селиться только в Палестинском государстве, и для их обустройства будет создан международный фонд.
* Граница пройдет на основе демаркационной линии 67-го года с определенными коррективами, требующими согласования. Суверенная территория Израиля будет включать поселенческие конгломераты, находящиеся поблизости от границы, план предусматривает обмен территориями.
* Еврейские кварталы Иерусалима отойдут под израильский суверенитет, а арабские – под палестинский. В Старом городе будет введен порядок, при котором еврейский квартал и Стена плача будут суверенной израильской территорией.
* Храмовая гора не будет отдана ни под чей суверенитет, либо ее провозгласят "суверенной территорией Бога". Мусульманские святыни будут управляться ВАКФом, еврейские – Израилем.
* Будет реализована программа экономической помощи по восстановлению сектора Газа и развитию Иудеи и Самарии.
Анализ экономических последствий общерегионального соглашения показывает, что нет иного пути к решению проблем бедности, образования, нехватки жилья, социального обеспечения и системы здравоохранения в Израиле, нежели мирное соглашение.
В подобной арабо-израильской мирной инициативе присутствуют и риски, но вероятность благополучного исхода намного выше.
Важно, что для подобной мирной инициативы имеются партнеры, в том числе Лига арабских государств и остальные мусульманские страны. Абу-Мазен уже заявил, что согласен с этой инициативой и готов приступить к переговорам на ее основе.
Израиль обязан выступить с инициативой о возобновлении переговорного процесса. Мы сильны, нам не следует бояться. И мы не можем позволить себе такую роскошь как отказ от мира. Мы обязаны "развестись" с палестинцами, сделав это по принципу двух государств. И обязательно следует попытаться сделать это путем общерегиональных переговоров, одновременно ведя мирные переговоры с палестинцами. Арабская инициатива в сочетании с израильской инициативой – возможность, которую нельзя упускать.
Дани Ятом, директор "Моссада" с 1996 по 1998 год, бывший военный секретарь при министре обороны и при канцелярии премьер-министра. Бывший начальник отдела планирования в Генштабе ЦАХАЛа, бывший командующий Центральным военным округом.Генерал-майор запаса, член движения "Генералы за безопасность Израиля".