Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Хорошая партийная программа как плохая научная фантастика

Избирательная кампания вышла на финишную прямую, и все партии спешат удивить израильтян своими программами. Эти планы действительно удивляют.

17.02.2015
Источник:yacovshaus.com
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Избирательная кампания вышла на финишную прямую, и все партии спешат удивить израильтян своими программами. Эти планы действительно удивляют. Они подробны и обширны, словно каждая партия намерена захватить все министерства и увеличить в три раза госбюджет!

За что голосуем?

Избиратели недостаточно внимательно вчитываются в партийные программы.

Эмоционального, порывистого израильтянина в чем-то можно понять: куда интересней выяснить, почему Ицхак Герцог молчал на следствии по «делу амутот Барака» или сколько мороженого съедает за год чета Нетаниягу, чем штудировать скучные партийные документы. Но еще более скучно становится... после выборов, когда гордый израильтянин осознает, что оказался фраером и своей не дрогнувшей у избирательной урны рукой привел к власти партию болтунов, не только не улучшившую, но и ухудшившую его жизнь!

Программы партий читать необходимо. Что существенно – чтение это должно состоять из двух этапов. Сначала надо понять, что конкретно партия обещает сделать для избирателей в ближайшие четыре года. Затем следует пораскинуть мозгами: сколько мандатов и, соответственно, министерских портфелей способна получить данная партия - сможет ли ее команда заняться хотя бы частью проблем, изложенных в программе?

Поучительный казус Лапида

Без сомнения, если бы в Израиле проводился литературный конкурс на написание самой яркой предвыборной программы десятилетия, то жюри единогласно присудило бы первый приз программе партии Еш атид 2013 года. В захватывающем повествовании, в отточенном, элегантном стиле, в эмоциональном воздействии содержания на нервы избирателей – во всем ощущалась рука опытного литератора, автора романов и пьес. Программа была написана не в романтическом, а в строго реалистическом ключе: в ней были перечислены все актуальные проблемы Израиля и подробные рецепты решения каждой из них. Например, если в программе гарантировалось равное распределение обязанностей, то приводились и сроки выполнения обещания, и даже сумма в полтора миллиарда, которую государству светило сэкономить благодаря привлечению йешиботников к полезному труду. Так же обстоятельно и подробно объяснялось, каким образом подешевеет жилье, как сотрудничество государственных ведомств и банков приведет к расцвету малых и средних бизнесов, за счет чего сократится разрыв между периферией и центром, что будет сделано для улучшения жизни пенсионеров.

Давно известно: когда ты говоришь - как бы это помягче выразиться – много лишнего, то, чтобы тебе поверили, очень важны подробности. К примеру, программа Еш атид обещала, что за 10 лет Израиль войдет в десятку стран с самым высоким уровнем образования. Среди способов улучшения качества преподавания предлагался и такой: на 26% ( не на 25% или 30%!) увеличить финансирование школ на периферии.

Упаси меня Боже утверждать, что программа Еш атид была умышленным обманом избирателей! Просто лидер партии был новичком в политике и наивно полагал, что главное написать литературно безупречную программу. Он не задумывался о том, можно ли будет реализовать столь грандиозный план силами одной партии.

Я начал эту статью именно с анализа прежней программы Лапида, потому что он действовал в условиях чистоты эксперимента. Поклонники других партий могли бы возразить мне: «Попробуй выполни свою программу, имея восемь- десять мандатов. Вот если бы...».

Лапид как раз получил «вот если бы» - 19 мандатов! Лично встав у пульта управления государственными финансами и усадив товарищей по партии в министерские кресла, лидер Еш атид начал осознавать, что это такое – политика, экономика, механизмы законотворчества.

Оказалось, что экономикой занимается министерство экономики, строительством – министерство строительства, религиозным сектором - министерство по делам религий, пенсионерами – министерство по делам пенсионеров. Поскольку ими руководили представители Еврейского дома, именно они повысили зарплаты работникам, трудоустраиваемым через «кабланов», довели до утверждения кнессетом законы о призыве йешиботников, об упрощении регистрации брака и процедуры гиюра, а также немало сделали для пенсионеров.

Министр финансов Лапид вместо снижения налогов только повышал их. Все силы он бросил на достижение сдвигов в области жилья. Но в силу отсутствия экономических знаний он полагал, что введение нулевого НДС снизит цены на квартиры. Выяснилось, что из-за бесконечного повторения этого обещания цены только взлетели. А люди ждали обещанного чуда и не покупали квартир...

Израильская периферия, к счастью для себя, практически не слыхала о том, что с ней намеревался проделать Лапид. Поэтому не впала в депрессию и спокойно прозябает, как раньше.

В области школьного образования Израиль еще не впереди планеты всей, но «благодаря» сокращению учебных программ министром образования Пироном может сильно удивить прогрессивное человечество!..

Лапид присягал на верность среднему классу. Что ж, средний класс – по определению – живет средненько.

Сегодня Лапид в невыполнении своих обещаний винит злого демона по имени Нетаниягу. Он уверяет, что со второй попытки реализует все свои планы. Эти планы он заметно сократил, но по-прежнему предлагает избирателям такой набор обещаний, для осуществления которых потребуется не менее 30 мандатов и не одна каденция.

Забытые директивы Госплана

Есть политики-популисты, готовые перед выборами врать напропалую, лишь бы получить побольше мандатов. Есть политики честные, но не отдающие себе отчета в том, как они будут выполнять обещания. Попав в кнессет, они узнают, что другие партии совсем не заинтересованы в поддержке предлагаемых ими законов и даже наоборот – стремятся торпедировать их. Получив министерские посты, эти идеалисты обнаруживают, что у каждого министерства своя специфика, свое финансирование, которое легко уменьшить, но невозможно увеличить. Но главным открытием для них становится то, что перед ними этими министерствами руководили совсем не дураки: после них осталось немало проектов реформ, которые можно не отвергать, а внедрять. И уже поэтому глупо было перед выборами составлять столь детализированные программы. Как говорится, не зная броду, не суйся в воду.

От неподготовлености к руководству министерствами в свое время пострадала первая «русская» партия. ИБА потребовала передать министерству абсорбции строительство социального жилья. Как его строят, она не знала и сразу отказалась от программы возведения ста хостелей, заменив ее арендой старых квартир...

Детальное планирование и основанное на нем директивное управление – наследие социализма. Израиль – динамичная страна, во многом зависящая от ситуации в мире. Поэтому политическому лидеру надо прежде всего быть грамотным менеджером. Он должен быстро изучать доверенное ему поле деятельности и составлять реалистическую программу действий.

Продукт израильского социализма – партия Авода. Видимо, избиратели считают, что она избавилась от наследия прошлого: сегодня блок Аводы и Ха-Тнуа получает в опросах примерно поровну мандатов с правящей партией Ликуд. Поэтому с интересом ожидалось программное выступление профессора Трахтенберга, которому Герцог и Ливни прочат пост министра финансов.

Профессор всех потряс. Для решения жилищной проблемы он предложил даром предоставлять землю для застройки. Еще он предложил сделать бесплатными детские сады и продленку, довести пособие по старости до размеров прожиточного минимума, для конкурентоспособности малых бизнесов создать для них сеть доставки. Он еще много чего предложил, и все его идеи сводились к одному: давать бесплатно, то есть за счет государства.

Сколько же будет стоить такая программа? Трахтенберг считает, что примерно семь миллиардов. Но если и больше – не беда. Все равно профессор рекомендует увеличить госбюджет. Бывший министр финансов Яир Лапид, взявший у него десять (!..) уроков экономики, уже выяснил для себя , что это такое – расширение бюджетного дефицита. Казалось бы, все просто: правительство смелей тратит деньги – потом ликвидирует дефицит. Но потом придется урезать правительственные расходы. В результате сократится финансирование образования, здравоохранения, социальной сферы: эти деньги отнимут у тех, кто радовался бесплатным детским садам и увеличению пособий.

Перед прошлыми выборами лидер Аводы Шели Ехимович поначалу имела высокий рейтинг, но после выдвижения ею такой же программы, какую сейчас предлагает Трахтенберг, партия довольствовалась всего 15 мандатами.

Законы рекламы и законы экономики

Как ни странно, партии, не называющие себя левыми, тоже публикуют развернутые программы, совершенно не соответствующие их электоральным возможностям.

Моше Кахлон был хорошим министром, но впервые баллотируется в кнессет во главе собственной партии. Возможно, поэтому включил в программу Кулану весь «джентльменский набор»: борьба с монополиями, расширение импорта продуктов питания, снижение банковских комиссионных, реформа Земельного управления, устранение бюрократических препон, замедляющих строительство... Интересно, сколько министерств надеется получить Кахлон?

Есть закон рекламы: не надо рассказывать потребителю все подряд - нужны один-два сильных посыла.

Либерман, по его словам, рассчитывает на 16 мандатов (хотя опросы дают в 2-3 раза меньше). Но даже их недостаточно для материализации последнего варианта программы: строительство жилья для долгосрочной аренды, машканта – 90% от стоимости квартир, пенсионная реформа, регулирование цен на базовые продукты, повышение уровня образования, здравоохранения, муниципальных услуг. Чтобы выполнить такие обязательства, нужно минимум 6-7 министерских постов (кроме уже облюбованного министерства обороны) и миллиардов двадцать! Проще было заняться решением этих проблем сразу после попадания НДИ в кнессет в 1999 году...

Перед прошлыми выборами Еврейский дом обещал меньше всех. Беннет не так уж скромен. Но ни в спецназе, где он командовал подразделением, ни в хай-теке, где он добился огромных успехов, не принято заранее рекламировать подробную программу действий. В бизнесе Беннет усвоил, что все предусмотреть невозможно и надо начинать с реального плана, который потом можно корректировать и расширять. Так работали депутаты и министры от Еврейского дома, о достижениях которых за два неполных года говорилось выше.

Беннет не меньше других думает о борьбе с бедностью, но не верит, что ее можно победить только раздачей пособий и добавками к зарплатам. Его видение: рост национального богатства благодаря усилению конкуренции и увеличению числа работающих израильтян - с непременным повышением их квалификации и производительности труда.

Нетаниягу давно говорит о приватизации, борьбе с монополиями, совершенствовании инфраструктуры. Но он очень непоследователен в этих преобразованиях, он постоянно уступает Гистадруту, цепляется за союз с ультаортодоксами, которые опустошают госбюджет. Разрыв между бедными и богатыми при правительствах Ликуда только увеличивался. Если сегодня и усиливается конкуренция, то... между Ликудом и Еврейским домом. Что ж, это полезно и для национального лагеря, и для всей страны.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке