Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Немец - друг Израиля

О том, что заставило немецкого консерватора, глубоко верующего христианина стать верным и преданным другом еврейского народа, рассказывает выставка, приуроченная к столетнему юбилею издателя.

05.06.2012
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В Еврейском музее Франкфурта-на-Майне открыта выставка, посвященная отношениям известного германского публициста и издателя Акселя Шпрингера с Израилем и евреями. «Израиль — это не какое-то там постороннее государство», — таково было личное и профессиональное кредо Шпрингера. О том, что заставило немецкого консерватора, глубоко верующего христианина стать верным и преданным другом еврейского народа, рассказывает выставка, приуроченная к столетнему юбилею издателя.«Само существование еврейского народа и возрождение Государства Израиль являются подтверждением того, что библейские пророчества сбываются, — утверждал Шпрингер. — Поэтому исторический долг немцев — помогать становлению еврейского государства». Обязательство «содействовать примирению между немцами и евреями и поддерживать право на жизнь израильского государства» до сих пор, спустя 27 лет после смерти Шпрингера, является одним из пунктов трудового договора, который должен принять всякий, кто поступает на работу в основанный им издательский дом (в России он издает журналы Forbes, Geo, Gala Биография и другие).

В чем же коренятся причины столь глубокой симпатии создателя германской бульварной прессы к евреям, иудаизму и Израилю? Как предполагает Frankfurter Allgemeine Zeitung, причину следует искать в биографии Шпрингера. Незадолго до прихода к власти нацистов 20-летний Шпрингер женился на Марте Эльзе Мейер, мать которой была перешедшей в лютеранство еврейкой. В 1938 году брак был расторгнут. Формальным поводом для развода была объявлена супружеская неверность Акселя, однако истинная причина скорее всего заключалась в том, что молодой и перспективный журналист понимал: брак с еврейкой является препятствием для успешной карьеры в Третьем рейхе. Марта пережила войну, однако Акселя всю последующую жизнь терзали угрызения совести.

Карьера Шпрингера на издательском поприще началась уже в послевоенные годы: в 1947 году он учредил в Гамбурге компанию Axel Springer GmbH, издававшую газету Hamburger Abendblatt. Позднее начал выходить популярный радио- и телегид Hör zu, а в 1952-м Шпрингер запустил проект, впоследствии сделавший его знаменитым на всю Германию, — ежедневный таблоид Bild. Стиль и даже макет издания Шпрингер позаимствовал у бульварных английских газет, с которыми имел возможность познакомиться, проживая в Британской зоне оккупации Германии. До настоящего времени Bild, выходящая тиражом 11,5 млн экземпляров, является самым массовым печатным изданием на немецком языке в мире.

Центральное место в экспозиции выставки занимает фотопортрет Шпрингера, сделанный летом 1967 года, когда он посещал только что воссоединенный Иерусалим, отмечает The Times of Israel. «Он смотрит на объединенный Иерусалим, а думает о разделенном Берлине, — считает куратор выставки в Еврейском музее Франкфурта Дмитрий Белкин. — Впоследствии он перенес свое издательство в Западный Берлин, надеясь, что когда-нибудь германская столица, как и израильская, вновь станет единым городом. Он считал также, что и вся Германия сможет объединиться лишь тогда, когда немцы полностью признают свою вину за Катастрофу, а все нацистские преступники понесут заслуженное наказание».

Важным аспектом редакционной политики изданий Акселя Шпрингера являлось разоблачение нацистского прошлого и борьба с неонацистами в послевоенной Германии. В 1960 году в Bild появилась статья, рассказывавшая о немецких евреях, переживших Холокост и оставшихся после войны в Германии. «Никто из нас никогда не скажет: я боюсь», — утверждал заголовок. В действительности же в то время многие немцы не поддерживали процесс денафикации и относились к евреям неприязненно.«Личность Шпрингера представляет собой своего род парадокс: консервативный, глубоко верующий христианин, немецкий патриот, являющийся при этом искренним другом Израиля и евреев», — считает директор Еврейского музея Франкфурта Рафаэль Гросс.

После 1967 года Шпрингер посещал Израиль несколько раз в год и даже купил квартиру в Иерусалиме. Мэр Иерусалима Тедди Коллек познакомил издателя с Давидом Бен-Гурионом, Моше Даяном и Голдой Меир, встречи с которыми запечатлел сын издателя, Симон, талантливый фотограф.

Немецкие левые относились к Шпрингеру с неприязнью. Хотя симпатии к Израилю в то время в Германии еще не порицались общественным мнением, издателя не любили за «рыночный тоталитаризм» и борьбу с коммунизмом. В ГДР даже был снят телесериал, в котором Шпрингер вместе с израильским послом разрабатывают план борьбы с коммунизмом.

После Шестидневной войны 1967 года критика Израиля перестала быть в Германии табуированной темой. Антиизраильские настроения постепенно усиливались, достигнув пика этой весной, когда было опубликовано стихотворение нобелевского лауреата Гюнтера Грасса, обвинившего еврейское государство в том, что оно «представляет угрозу для всего мира». Отношение к Израилю стало своеобразным индикатором, разделившим германских правых и левых, а издательский дом Шпрингера в этом противостоянии всегда являлся верным другом и сторонником еврейского государства.

Материал подготовил Николай Лебедев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке