Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Нетаниягу не заинтересован в призыве ортодоксов в армию

Постановление БАГАЦа и паника, которая охватила правительство, накаляют страсти среди ультраортодоксальных политиков и общинных деятелей. Это позволяет им сплотить ряды.

08.05.2012
Источник:Курсор
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Нет никаких сомнений, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу заслуживает бурных аплодисментов. То дерзновенное усердие, которое он демонстрирует в последние недели, требует особого дарования.

Вначале он сообщает (в интервью газете The Marker), что "если вычесть из общего состава населения арабов и ультраортодоксов, наше положение (без них) просто замечательное". Затем говорит о том, что он, дескать, понимает причины, породившие социальный протест. А в конце обещает призвать (немедленно!) арабов и харедим на военную и альтернативную службу.

Уставшая от пустых обещаний общественность не верит, по-видимому, не единому слову. Иначе подобного рода заявления вызвали бы бурю реакций. Однако никто не обсуждает заявление главы правительства. Кроме презрения со стороны ненавистников Биби и восторгов со стороны его поклонников – никакой общественной дискуссии по этому поводу не происходит. Уверена, что она и не возникнет. Подлинные изменения к лучшему также не произойдут в ближайшее время.

И все-таки, несмотря на все вышесказанное, стоит преодолеть неприязнь к раздражающим формулировкам Нетаниягу и признать, что он коснулся реальных проблем. Стоит также предположить, что слово "арабы" (иными словами, палестинские граждане Израиля) было включено им в данное уравнение искусственным образом, чтобы успокоить ультраправых и харедим. Так или иначе, возмущаться словами Нетаниягу бессмысленно. Лучше проверить, в чем корни этого заявления, и предложить альтернативу.

Точно так же, как Нетаниягу исключает из своей "формулы экономического успеха" арабов и ультраортодоксов, следует исключить из дискуссии ряд политических факторов: Авигдора Либермана, Яира Лапида и возможное возобновление акций социального протеста наступающим летом. К этому следует добавить сложности правительства, связанные с завершением действия Закона Таля и необходимость в творческом подходе к решению этой проблемы. Цель - сохранить нынешнюю коалицию.

Закон Таля – весьма печальная история. С одной стороны, нельзя не воздать должное комиссии, которая сформулировала этот закон. Ее возглавлял судья Цви Таль, а участвовали в ней несколько представителей ультраортодоксального сектора, руководителей йешив, осмелившихся действовать вопреки настроениям, царившим в среде харедим. Однако им не удалось преодолеть мощное давление, которое оказывали на членов комиссии ортодоксальные политики. Правительство заключило сделку за спиной у членов комиссии Таля. В результате обсуждение варианта альтернативной службы для харедим было прекращено. Все, что осталось, это тонкий ручеек призываемых в армию ультраортодоксальных граждан, который мог бы, при определенных условиях, изменить ситуацию в будущем.

Среди ультраортодоксальной молодежи, которую столь ненавидят их сверстники, служащие в армии, в последние годы наблюдается рост числа тех, кто устраивается на работу, пытаясь совмещать ее с учебой в йешиве. Необходимость выйти за пределы секторальных границ привела к тому, что появились различные возможности обучения, профессиональной подготовки и трудоустройства. Все это также могло стать началом кардинальных изменений.

Могло, но не стало. Изменений не произошло. А теперь даже те незначительные достижения, которые были зафиксированы ранее, находятся в опасности. Верховный суд постановил, что Закон Таля является неконституционным. Очень жаль.

Постановление БАГАЦа и паника, которая охватила правительство, накаляют страсти среди ультраортодоксальных политиков и общинных деятелей. Это позволяет им сплотить ряды. Ирония судьбы: ультраортодоксальное общество никогда не было столь разобщено и растеряно, как в последние годы. У него нет руководства и общей платформы, которая объединяла бы все течения. Оно страдает от бедности, у него ужасный имидж среди светского населения страны. Все это могло послужить уникальной основой для осуществления кардинальных изменений.

Суть этих изменений должна была состоять в следующем: определить равным образом права и обязанности всех граждан Израиля, проверить потребности армии и создать альтернативную, гражданскую службу для тех, в ком армия не нуждается или тех, кто не способен эффективно выполнять военные функции. Укрепить социальные структуры, субсидировать те йешивы, учащиеся которых участвуют в альтернативной службе. Отменить пособия для аврехов, женатых студентов йешив. Все это могло бы способствовать установлению доверия между государством и его гражданами.

Но Нетаниягу в этом не заинтересован. Как цирковой жонглер, он предпочитает подбрасывать в воздух цветные шары, которые отвлекали бы внимание израильтян от насущных проблем. В безумном разрыве в доходах между бедными и богатыми, в ухудшающемся с каждым годом уровне работы государственных служб, в невыносимой дороговизне жизни виноваты не харедим или арабы, а политика государства Израиль. До тех пор, пока не найдется лидер, способный проводить политику гражданского равенства, жонглер будет продолжать возглавлять наш цирк.

Авирама Голан, "Гаарец"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке