Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

Власти Ирана обвинили Израиль в организации массовых протестов

В минувшую субботу гостем программы "Изриаль за неделю с Евгением Совой" на телеканале RTVi был экс-глава Моссада, генерал-майор запаса Дани Ятом.

07.01.2018
Источник:RTVi
מערכת וואלה! צילום מסך

В минувшую субботу гостем программы "Изриаль за неделю с Евгением Совой" на телеканале RTVi был экс-глава Моссада, генерал-майор запаса Дани Ятом.

Евгений Сова: Добрый вечер, господин Ятом.

Дани Ятом: Добрый вечер, Евгений

Евгений Сова: На этой неделе президент Ирана обвинил Израиль в попытке свергнуть режим в Исламской Республики. Как вы комментируете подобные заявления.

Дани Ятом: Иран, как обычно, всегда обвиняет Израиль во всем, что так или иначе угрожает стабильности правящего режима. Кроме Израиля и Моссада в этом списке обычно фигурирует и ЦРУ. Это автоматическая реакция, я это называю, знакомым рефлексом и предлагаю не воспринимать это серьезным образом.

Евгений Сова: Премьер-министр Израиля считает иначе. Он публично прокомментировал заявления президента Ирана Хасана Роухани. Почему на ваш взгляд Нетаниягу обратил внимание на подобные обвинения со стороны Ирана?

Дани Ятом: Я думаю, что Нетаниягу получил поддержку в виде сообщений в Твитере президента США Дональда Трампа. Сначала Трамп был более сдержанный в своих постах, но по прошествии времени, его комментарии стали более агрессивные в отношении иранского руководства. Так, например, Трамп заявил, что народ Ирана заслуживает лучшего руководства и что весь свободный мир поддерживает участников протеста. Я думаю, что это дало повод Биньямину Нетаниягу сказать именно то, что он сказал. Мне кажется, что мы не должны открыто вмешиваться в происходящее в Иране и делать подобные заявления. Да, это не секрет, что мы заинтересованы в падении нынешнего режима в Тегеране, но следует воздерживаться от публичных призывов к свержению власти.

Евгений Сова: Иран обвинил Моссад, ранее Хизбалла обвинила Моссад, еще раньше президент Турции обвинили Моссад в попытке переворота. Все обвиняют, но все эти режимы продолжают существовать. Одно из двух - либо они врут, либо Моссад плохо работает и у него не получается совершить перевороты в упомянутых странах.

Дани Ятом: Все понимают, что на уровне разведслужб идет настоящая война. Израиль никогда не прекращал сбор разведывательной информации. В свою очередь наши враги тоже не дремлют и пытаются за нами наблюдать. Только на этой неделе мы узнали, что в районе Хеврона были задержаны палестинцы, которые согласно подозрениям, собирали информацию для иранских спецслужб. Это все было, есть и будет. Но какое это отношение имеет к народному протесту в Иране? Думаю, что нет никакой связи. Вспомните 2009 год, когда народ в Иране не был доволен политикой президента Ахмадинежада. Мог ли Моссад приложить тогда руку к протестам? Не думаю. Зато стало модно с тех пор обвинять во всем Израиль и спецслужбы еврейского государства. Я еще раз подчеркну: у нас нет проблем с иранским народом, у нас есть проблема с иранским режимом, который распространяет террор на Ближнем Востоке, помогает Сирии, Хизбалле и называет Израиль "малым Сатаной". Представители этого режима постоянно говорят о необходимости нас уничтожить. Мы считаем, что этот режим плохой и должен быть свергнут. Если мы и делаем что-то в этом направлении, то не распространяемся на этот счет.

Евгений Сова: На этот счет я вспоминаю заявления Биньямина Нетаниягу на церемонии вступления в должность нынешнего главы Моссада Йоси Коэна. Нетаниягу сказал, что у разведки Моссад есть способность налаживать отношение с региональными игроками на Ближнем Востоке. Если Моссад может наводить мосты, с таким же успехом, Моссад может заниматься свержением режимов….

Дани Ятом: Разведслужбы сегодня играют важную роль на Ближнем Востоке. Богатый опыт провальных попыток свалить действующие режимы есть у ЦРУ. На некоторых операциях до сих пор есть гриф "совершенно секретно". Что касается Моссада, могу сказать, что главная его цель - это сбор информации и борьба с террором. Моссад также занимается предотвращением попыток некоторых стран и организаций заполучить доступ к неконвенциональному оружию. Не стоит быть наивным и не понимать, что иногда Моссаду приходится заниматься и другими вещами, в том числе вопросами, которые могут показаться на первый взгляд не имеющие отношение к работе разведслужб. Это касается и ситуации в Иране. Но будет ошибочно полагать, что изменения внутри Ирана могут произойти лишь в результате вмешательства внешних факторов. Если иранский режим падет, а я на это очень надеюсь, то только в результате внутренних процессов в иранском обществе. Когда на улицы вместо десятков тысяч выйдут миллионы иранцев, вот тогда можно будет говорить о возможности смены режима. А пока никакая иностранная разведка и никакая другая чужая организация не смогут свалить аятолл в Тегеране.

Евгений Сова: В свое время в Советском Союзе многие выражали недовольство, что страна помогает коммунистическим режимам, а самим есть нечего. Сегодня Иранское руководство по мнению Нетаниягу озабочено распространением своих идей на Ближнем Востоке больше, чем благосостоянием своих граждан. Но многие до сих считают, что Запад развалил Союз. А когда Запад развалит Иран и хочет ли он вообще это делать?

Дани Ятом: Международное сообщество должно поддержать протестующих в Иране. Даже на словах. Речь идет о молодых иранцах, студентах, людях, которые заканчивают ВУЗы и им некуда идти работать. Это миллионы людей. Безработица в Иране составляет 13 процентов и это очень большая цифра. Может ли Запад как-то помочь демонстрантам на данном этапе? Сложный вопрос. У демонстрантов нет единого руководства, это спонтанные акции, они массовые, но они не подчиняются приказам сверху. С одной стороны, в этом ее сила, но с другой стороны, в этом и слабость. Правящий режим в Иране пока не применяет жесткие меры в отношении демонстрантов. Есть убитые, но их число относительно небольшое и власти пока не спешат проливать кровь. Они всегда могут это сделать, пока протест под контролем и в этом нет необходимости. Что еще может сделать Запад? Например, ужесточить санкции. Да, это нанесет удар по простым людям, но зато заставит многих выйти на улицы. Еще один способ оказать влияние - это через СМИ. В нынешнем Иране есть миллионы граждан, которые хорошо знакомы с западным образом жизни, это не закрытая страна, там прекрасно знают, что происходит в мире. Не все любят консервативную одежду, люди хотят носить джинсы и футболки. Желание иранцев избавиться от запретов и жить по-западному - вот это и нужно приветствовать и поощрять. Называйте это пропагандой, рекламой, как угодно. Называйте это психологической войной. Главное, чтобы простые иранцы поняли - есть альтернатива существующей власти.

Евгений Сова: Иран попытается отвлечь внимание международного сообщества. Например, инициировать конфликт в Газе или между Израилем и Хизбаллой?

Дани Ятом: Такую возможность нужно иметь ввиду. В вопросе смены режима в Иране Израиль далеко не на первых ролях. Это под силу только Соединенным Штатам. Именно Америка может оказать влияние на происходящее в Иране. Я считаю, что Белый Дом сегодня должен оказать поддержку демонстрантам, нужно быть более агрессивными. Если Иран оказывает влияние на Ближний Восток, поддерживает Хизбаллу и Асада, снабжает оружием хусситов в Йемене, вмешивается в происходящее в Афганистане, то Америка имеет полное право быть мировым жандармом в нашем регионе. Израиль со своей стороны, должен отойти в сторону и ждать пока этот, как я уже сказал, плохой режим будет свергнут.

Евгений Сова: Дани Ятом, большое спасибо.

Дани Ятом: Спасибо и хорошего вечера, Евгений.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке