Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Суббота раздора

Сторонники закона и его противники в один голос говорят о нарушении статус-кво. А читающая публика, боюсь, вообще потеряла нить и не очень уже понимает, о чем идет речь. Попробую объяснить.

13.12.2017
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Законопроект, названный в честь его главного инициатора "законом Дери", дающий право министру внутренних дел решать, будут ли закрыты магазины в субботу в том или ином городе, был принят на этой неделе в Кнессете в первом чтении. Баталии вокруг него разгорелись нешуточные. Часть коалиции, партия НДИ проявила характер и проголосовала против. С другой стороны, партия Кулану, которая несколько раз меняла свое решение и в итоге проголосовала за законопроект, пытается объяснить, что он яйца выеденного не стоит и все останется по прежнему. Сторонники закона и его противники в один голос говорят о нарушении статус-кво. А читающая публика, боюсь, вообще потеряла нить и не очень уже понимает, о чем идет речь. Попробую объяснить.

Что такое статус-кво, и с чем его едят?

Когда говорят о статус-кво в Израиле, каждому понятно: речь идет о взаимоотношениях религии и государства, религиозного и светского образов жизни. Статус-кво достался нам в наследство от отцов-основателей, и как и все, что было заложено в юридическое основание государства, оказался не самым совершенным. Но, тем не менее, 70 лет это работало.

Как это действовало в той теме, о которой мы говорим? Работу в субботу до сего дня регулировали в городах так называемые муниципальные вспомогательные законы. Принимались они муниципальным советом. Совет избирается раз в 5 лет жителями, знает нужды города, знает его социальное и общинное строение. Многие об это не подозревают, но в большинстве городов статус-кво определяется де-юре и де-факто. Город принимал свой закон, и чаще всего он запрещает открытие магазинов в субботу. Но закон этот де-факто выполняется далеко не всегда. Или принимаются добавления об открытии магазинов в определенных районах, промышленных зонах и т.д. Чтобы, с одной стороны, не нарушать официально святость субботы, а с другой обеспечить удобства и светскому населению.

Сейчас на меня могут наброситься критики, заявив, что положение, которое я описываю, называется жить по понятиям. Нет, нет и нет. Это называется общественный договор и именно на нем строится статус-кво. И это положение более-менее всех устраивало. Религиозные члены муниципальных советов были довольны, что де-юре есть запрет. Светские члены муниципалитетов также были довольны, что де-факто магазины работали.

О нет, положение это далеко от идеального. И то, что было хорошо во времена Бен-Гуриона, сегодня балансирует на самом краешке. Случаются и перекосы. Так, пару лет назад, мэр Ашдода, поддавшись религиозному давлению, решил закрыть магазины, работающие в субботу в центре города. В эти магазины были направлены инспектора муниципалитета, которые начали их штрафовать на немалые суммы, но в конце концов, после длительной борьбы, все осталось по-прежнему.

Однако положение это существенно изменилось после начала войны из-за работы магазинов в субботу в Тель-Авиве. От войны этой выиграли только сами жители Тель-Авива. Зачинатели войны проиграли, как проиграют и все жители городов Израиля, если "закон Дери" будет принят.

Кто же и зачем начал эту войну?

Как ни странно, борьбу за закрытие магазинов в субботу начали сами владельцы магазинов. Именно в Тель-Авиве. И была эта война, поначалу, страшно далека от религии, а имела отношение к конкуренции. Дело в том, что во многих кварталах Тель-Авива работают отделения круглосуточных торговых сетей, типа Тив-Таама, АМ-РМ и других. В этих сетях работают сотни и тысячи работников, и график отдыха у каждого из них свой.

А вот у маленьких магазинчиков, если они хотят не проиграть крупных сетям, отдыха нет вообще. И хозяин такого магазинчика, который и продавец, и уборщик, и кассир, и жнец, и на дуде игрец, обязан держать свой магазинчик открытым все семь дней в неделю, а желательно еще и 24 часа в сутки. И владельцы этих малых бизнесов решили добиться всеобщего закрытия магазинов в субботу, и таким образом, получить выходной, не проигрывая конкурентам. Муниципальный совет отказался их поддержать, и они подали в БАГАЦ.

БАГАЦ сначала решил взвалить бремя ответственности на министра внутренних дел, обязав его принять инструкцию на этот счет. Министром тогда был Гидон Саар из Ликуда. Выполнять постановление ему не очень хотелось, но в конце концов он решил... закрыть магазины. Запомните этот факт, дорогие читатели. Потому что он опровергает один из основных доводов в защиту сегодняшнего закона. Его защитники говорят, что Дери, мол, не вечен. Придет другой министр, не из религиозной партии, и все откроет. Не откроет! Потому что будет зависеть от голосов религиозных партий. И пример Гидона Саара тому порукой.

С решение министра не согласился муниципалитет Тель-Авива и, в свою очередь, подал в БАГАЦ. Министр Дери не привнес в ситуацию ничего нового. И в итоге БАГАЦ принял решение, что Тель-Авив будет сам решать, открывать или не открывать. И где открывать, и когда. И именно поэтому Тель-Авив не подпадет под действие нового закона, если он будет принят. У мэрии Тель-Авива есть теперь, что называется, мандат. И выдан он БАГАЦем. И никакой Дери с этим ничего сделать не сможет.

Паника на религиозной бирже и ее последствия

Решение БАГАЦА, закрепившее за Тель-Авивом право решать, переполошило все религиозные партии. И стремительно теряющая поддержку ШАС ринулась в бой. Так возник "закон Дери". Кстати, из всей этой истории понятно, что статус-кво находится в опасности, как бы ни пытались уверить нас в обратном партия Кулану. Иначе панику в кругах религиозных партий просто никак не объяснить.

Но читателю важно также понять, что именно будет происходить в их городах, если закон будет принят. Прежде всего, религиозные депутаты горсоветов потребуют исполнения вспомогательных законов, запрещающих работу в субботу. Исполнения не на бумаге, как бывало до сих пор, а именно де-факто. В случае неисполнения их требований тут же будут подаваться иски в БАГАЦ. БАГАЦ обяжет город или исполнять и закрыть, или принять новые вспомогательный закон, разрешающий полную или частичную работу магазинов.

И вот тут-то и зарыта собака. Без Арье Дери город такой закон принять не сможет. И будет обязан закрыть магазины. И тогда тушите свет, сливайте воду.

Именно поэтому как раз сегодня муниципалитет Гиватаима объявил, что в срочном порядке будет принимать вспомогательный закон об открытии магазинов. Потому что через месяц будет поздно. Если, конечно "закон Дери" пройдет. Ожидается, что примеру Гиватаима последуют и другие города. Если успеют.

Положение еще можно спасти, если коалиция все же не наберет большинства перед голосованием во втором и третьем чтении. Это может случиться, если кроме НДИ, принципиально отстаивающей свою позицию, против проголосуют другие депутаты коалиции. Например Тали Пласков вспомнит, чьи интересы она должна представлять в Кнессете. И ее соратники по партии Кулану, которые вдруг решили отстаивать права только религиозной части населения, одумаются. Центр местной власти также выступает резко против этого закона, лишающего муниципалитеты права руководить своими городами, и ставящего под угрозу общественный договор, на котором базируется статус-кво. Точка еще не поставлена. Но борьба будет тяжелой. И от общественного давления, скажем, избирателей Пласков, и других тоже очень многое зависит.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке