Многие американские евреи считают бывшего советника Трампа Стива Бэннона антисемитом, несмотря на его поддержку Государства Израиль. В то же время пропалестинские активисты вызывают у них одобрение и сочувствие.
На протяжении десятилетий многие конгрессмены в Вашингтоне были твердо убеждены в том, что Израиль является для американских евреев важнейшей и консолидирующей политической темой. На самом деле, это всегда в значительной мере было лишь иллюзией, но немало евреев с удовольствием поддерживали подобное заблуждение, облегчавшее работу произраильских лобби.
Нет, конечно, американские евреи, вовсе не безразличны к Израилю. Даже те опросы, что исследуя демографические изменения в американской еврейской общине, приходят к весьма неутешительным выводам по поводу ее вырождения и пессимистическим прогнозам в отношении ее сохранения вообще, тем не менее, ясно демонстрируют озабоченность многих американских евреев судьбой Израиля.
Вместе с тем, для подавляющего большинства из них это лишь один из множества источников тревог и забот, причем, далеко не первый в продвигаемой ими либеральной повестке дня.
И все же, общественные деятели, преданные израильским интересам, могли прежде полагаться хотя бы на некоторую часть сочувствия и одобрения со стороны организованной еврейской общины США, даже если либеральный истеблишмент и не принимал их политических взглядов.
Теперь, однако, все стало иначе.
Читайте также
Сотрясатель основ
Генеральный директор сайта «Брейтбарт» и бывший старший советник Белого дома Стив Бэннон стал одной из самых противоречивых общественных фигур в современной американской политике и той самой силой, что привела к изменениям внутри Республиканской партии.
В дополнение, к списку своих достижений Бэннон может также прибавить еще один пункт: именно он неопровержимо доказал, что для большинства американских евреев при определении их политического выбора, вопрос о поддержке Израиля больше не актуален.
Вслед за краткосрочным пребыванием в роли одного из ведущих бойцов Трампа в Западном крыле Белого дома, Бэннон вернулся назад в «Брейтбарт», возглавив теперь попытку очистить Конгресс от старой гвардии республиканского истеблишмента. И хотя, подчас, влияние Бэннона на Трампа и его сторонников склонны переоценивать, нынешняя деятельность отставного советника, без всякого сомнения, является ключевой в борьбе за контроль над партией накануне промежуточных выборов 2018 года.
Бэннон пытается расшевелить и организовать базовый электорат республиканцев, поддерживающий Трампа, но при этом презирающий партийных представителей в Конгрессе не меньше, чем противников демократов.
При этом колоссальная популярность Бэннона и репутация ключевой фигуры в американской политике, связана даже не столько с вызовом, брошенным им нынешним партийным представителям в Конгрессе, сколько с тактикой продвижения сайта «Брейтбарт».
А еще более, с тем, что Бэннон воспринимается многими в качестве наиболее влиятельного и авторитетного представителя альтернативных правых кругов, так называемых «альт райт». Последнее обстоятельство и стало причиной шквальных атак на Бэннона со стороны республиканского истеблишмента, называющего его антисемитом, от которого каждый партиец должен держаться как можно дальше.
В этих обвинениях трудно не заметить отголоска нападок на Трампа и Бэннона со стороны либералов и демократов, приписывающих влиянию «Брейтбарта» якобы антисемитскую позицию Трампа.
В то же время, на защиту Бэннона встали несколько ключевых фигур американской еврейской общины, и прежде всего Мортон Кляйн, президент Сионистской организации Америки, на ежегодном съезде которой, недавно состоявшемся в Нью-Йорке, Бэннон даже произнес речь.
Однако куда важнее неординарного привлечения еврейской организации к подобной дискуссии стал тот факт, что большинство еврейских противников Бэннона просто проигнорировали как его откровенно произраильскую позицию, так и ведущую роль, которую в «Брейтбарте» играют евреи.
Голословные обвинения
Бэннон, в прошлом офицер военно-морского флота США, инвестиционный банкир и заметная фигура в киноиндустрии, возглавил сайт «Брейтбарт» после смерти его основателя Эндрю Брайтбарта в 2012 году.
Сайт начинался как одно из консервативных изданий, бросающих вызов либеральной повестке СМИ по целому ряду вопросов, включая, в том числе, и предубеждения против Израиля. Сегодня, «Брейтбарт» известен, прежде всего, занятой им жесткой позицией по вопросам иммиграции и международной торговли, благодаря которой Трамп и выиграл президентское кресло.
Став ведущим популистским изданием, «Брейтбарт» приобрел особую важность в ходе президентской кампании 2016 года, когда восхождение Трампа явно продемонстрировало, что влияние традиционных лидеров общественного мнения в консервативных кругах пришло в упадок.
Подобно самому Трампу, «Брейтбарт» под руководством Бэннона порой шел на поводу у радикалов. Дошло до того, что в какой-то момент Бэннон даже назвал свое издание «платформой для развития альтернативных правых». Вот только ничего конкретного, за всеми этими утверждениями, вменяемыми Бэннону его противниками в вину снова и снова, никогда не стояло. На деле, «Брейтбарт» ни разу не опубликовал ничего такого, что содержало бы декларацию «белого превосходства», не говоря уже об «антисемитизме».
Впрочем, противникам Бэннона этот факт никогда не мешал продолжать назвать его антисемитом. Хотя, помимо очередного шквала личных и безосновательных нападок на Бэннона в свете его публичного развода, критики «Брейтбарта» сумели указать лишь на одну-единственную статью, о которой, с некоторой натяжкой, можно было сказать, что она «с антисемитским душком».
Написанная Дэвидом Горовицем (тоже не самым аутентичным представителем антисемитского племени) она назвала «еврейским прохвостом» Уильяма Кристола, редактора еженедельника «Викли стандард» за его неприятие Трампа. Заголовок и сама статья, действительно были спорными, но главное утверждение, состоявшее в том, что еврейские противники Трампа вредят интересам Израиля, поскольку избрание Хиллари Клинтон будет означать удар по Еврейскому государству, очевидно, было глубоко произраильским, а не антисемитским.
И, тем не менее, обвинения в антисемитизме так и не сошли с повестки дня. Главным образом, поскольку либеральные евреи так и не сумели отделить свое отвращение к политической позиции Бэннона, прежде всего поддержки Трампа и готовности атаковать его врагов, от убеждения в том, что любой, кто связан с популистскими правыми, должен по определению, так или иначе, быть причастным к антисемитизму.
Когда платформа Демократической партии объявляется иудаизмом
Самое удивительное здесь то, что прекрасно всем известная безоговорочная поддержка Бэнноном Израиля просто отметается как абсолютно несущественный фактор. Иными словами, для тех, кто рассматривает иудаизм, как разновидность либерализма (недаром, бородатая шутка утверждает, мол, иудаизм и есть платформа Демократической партии с несколькими праздниками посередине) – отношение к Израилю становится второстепенным, а то и вовсе ничего незначащим в длинном списке критериев по которым судят политических деятелей.
Сегодня, когда волна антисемитизма по всему миру в значительной мере связана с антисионистскими обвинениями Израиля, можно было бы предположить, что проявление подлинной симпатии к Израилю и жесткое неприятие его палестинских и иранских врагов свидетельствует о позитивном отношении к евреям и их правам. По крайней мере, до тех пор, пока не будет доказано обратное. Тем более, это было бы верно в отношении издания «Брейтбарт», где работает немало евреев. Но либеральные евреи не готовы допустить в своем неприятии Бэннона ни малейших сомнений.
При этом те же самые многочисленные либеральные евреи склонны снисходительно относиться к ненавистникам Израиля, вроде американо-палестинской активистки Линды Сарсур, выделяющейся своей откровенно антисемитской риторикой, из-за ее публичного неприятия Трампа.
Но особенно тревожно здесь то, как они осуждают евреев, смеющих защищать Бэннона, например, Кляйна, обвиняя даже вполне либерального журналиста Дж. Дж. Гольдберга в том, что тот будто бы каким-то образом умудрился предать евреев ради Израиля после того, как в своей колонке в «Форварде» опроверг обвинения Бэннона в антисемитизме.
Бэннон продолжит преуспевать и без благословения либеральных еврейских групп, вроде «Антидиффамационной лиги», подливающей масла в огонь нападок на него. Жертвой же здесь оказывается давняя идея о «израильском лакмусовом тесте», согласно которому можно, по крайней мере, частично судить о политических деятелях на основании их готовности защищать Израиль.
Объявление Бэннона антисемитом, вопреки его явной симпатии к Израилю, становится важнейшей вехой в американской политике, игнорировать которую невозможно. Если поддержка находящегося под постоянной экзистенциальной угрозой Израиля, не заслуживает кредита от группы, вроде бы прочно связанной с Еврейским государством, впредь каждый консерватор, готовый проявить солидарность с Израилем, будет ясно осознавать, что еврейские либералы в любом случае проигнорируют его существование. Невзирая на то, в какой степени он поддерживает важные для евреев вопросы.
И если члены Конгресса до сих пор этого еще не поняли, то продолжающаяся клевета в адрес Бэннона скоро прояснит им то, что за поддержкой следует обращаться к христианским сторонникам Израиля, но не к организованной еврейской общине, последовательно предпочитающей выступать против Трампа.
Джонатан С. Тобин, редактор раздела мнений на сайте JNS и обозреватель в National Review, МИДА
Перевод Александра Непомнящего