Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Четвертое царство ("Хаей Сара")

Духовная близорукость последних поколений европейцев привела к тому, что железное царство Эдома стало постепенно замещаться исламской глиной и, как и было предречено, смешивается ныне с царством Ишмаэля.

09.11.2017
רויטרס

Читайте также

Великий народ

В конце недельной главы "Хаей Сара" приводится родословная Ишмаэля: "А вот родословная Ишмаэля, сына Авраама, которого родила Аврааму Агар Египтянка, рабыня Сары. И вот имена сынов Ишмаэля по именам и родам их: первенец Ишмаэля Невайот и Кейдар, и Адбаэл, и Мивсам, и Мишма, и Дума, и Масса, Хадад, и Тэйма, Йетур, Нафиш и Кедма. Это сыны Ишмаэля, и это их имена в селениях их, и в замках их, двенадцать князей по их племенам. И вот годы жизни Ишмаэля: сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и был приобщен к народу своему. И они расселились от Хавилы до Шура, что пред Египтом, как идешь к Ашшуру. Пред лицом всех братьев своих расположились они" (25:12-18).

Так сбылось пророчество, данное Аврааму: "именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него. И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать князей родит он; и Я сделаю его великим народом". (17:18)

Так сбылось пророчество, данное Агари: "Умножая умножу потомство твое, и оно неисчислимо будет от множества. И сказал ей ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, – и наречешь ему имя Ишмаэль, ибо услышал Господь страдание твое. И будет он дикарь-человек; рука его на всех, и рука всех на него, и пред лицом всех братьев своих жить будет он" (16:10-12).

Итак, Всевышний дал сыну Авраама и Агари замечательное имя - Ишмаэль ("Бог услышит") и произвел от него двенадцать патриархов, от которых далее произошел уже "неисчислимый от множества" народ. Веками народ этот обитал в пустыне, в характерной (по мнению Рамбама) позе поклоняясь Баал Пеору и никаким особенным образом себя не проявлял. Однако после возникновения христианства сыны Ишмаэля, не желая плестись в хвосте у Эсава, вспомнили о своем высоком происхождении и создали собственную веру, преподнесенную ими в качестве эксклюзивной религии "Ибрагима ханифа". С того самого момента, прежде всего путем завоеваний, ислам уверенно зашагал по планете.

Итак, мы видим, что с самого начала Тора отвела Ишмаэлю важное место, и его позднейшая активизация на мировой арене вполне объяснима.

Но как рисуется традицией дальнейшая судьба Ишмаэля? Каковы его взаимоотношения с Израилем?

Почему он не фигуригует у пророков, которые вроде бы дожны были прозревать, как усилится первенец Авраама от Агари к концу времен?

Даниэль истолковал сон Навухаднецера как смену четырех царств, попеременно порабощающих Израиль и символизируемых золотом, серебром, медью и железом. "Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, а чрево и бедра его из меди; Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи чьих-либо рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их. Тогда искрошились сразу железо, глина, медь, серебро и золото... А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю. Таков сон, а толкование его скажем пред царем. … Ты сам - голова из золота. А после тебя поднимется царство другое, ниже твоего, а иное, третье царство, - медное, - будет властвовать надо всей землей. А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, то это значит, что царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты, - железа, смешанного с гончарной глиной... А то, что видел ты железо, смешанное с гончарной глиной, (значит что) будут они смешаны через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не соединяется с глиной. И во дни тех царей установит Бог небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст" (2:33-46).

Из другого видения, уже самого Даниэля, так же учится о четырех царствах, которые интерпретируются традицией, как Вавилон, Персия, Греция и Эдом (Рим), правящий во всем мире и попыныне.

Как это разъясняет Магараль в 21 главе "Нецах Исраэль", порядок галутов, равно как и их иерархия, связаны с тем, что свою силу они получили от Израиля ("малхут кадишин эльоним"), путем победы над ним. Первым завоевал Израиль и завладел Сионом Вавилон (золото). Победившая Вавилон (серебрянная) Персия переняла эту силу. В свою очередь (медная) Греция овладела той же силой, победив персов. (Железный) Эдом, разрушивший Храм (отвоеванный иудеями у греков), обрел эту силу самостоятельно.

Но Ишмаэль, при всей его представительности, при всех его последних успехах в деле завоевания планеты, вроде бы стоит особняком.

Галут Ишмаэль

И все же понятие "галут Ишмаэль" в традиции присутствует.

Прежде всего следует напомнить исторический факт: в 1453 году султан Мехмет II захватил "Второй Рим" - Константинополь, утвердившись тем самым на Европейском континенте и объявив себя наследником римской империи. Тем самым Ишмаэль все же почерпнул силы от "малхут кадишин эльоним". Но еще до этого события традиция видела в царстве Ишмаэля претендента на представителя одного из даниэловых "зверей".

Так, например, в Зоаре (Шмот, 17а) сказано: "…сколько зла причинят (ишмаэлиты) Израилю и будут терзать их различными муками…, и не будет галута тяжелее, чем галут Ишмаэля".

Рав Авраам ибн Эзра считал Греческое и Римское пленение одним – третьим (Греческим) пленением, в силу того, что Греция и Рим являлись носителями одной культуры. Соответственно четвертым галутом он считал галут Ишмаэля.

Ибн Эзра стоит в этом вопросе особняком. Между тем многие комментаторы книги Даниэля также прибегают к понятию "галут Ишмаэль".

Саадия Гаон (Х век), впервые высказавший такое мнение, обосновывал его тем, что Даниель описывает последнее животное двойным эпитетом: "страшное, ужасное" ("увидел я в видении ночном, что вот, четвертый зверь – страшный и ужасный" 7:7)

С ним соглашался Рамбан ("Сефер а-Геула"), полагая, что четвертое царство в той же мере царство Эсава, сколь и Ишмаля, хотя именуют его Эдомом, так как именно Эдом инициировал изгнание.

Со своей стороны, рав Хаим Виталь в книге "Эц Даат Тов" высказывает мнение, что пленение Ишмаэля явится дополнительным пятым галутом: "Ты знаешь, что должно быть четыре галута: Вавилона, Персии, Греции и Эдома. Однако в конце дней будет еще один галут – галут Ишмаэля".

Наконец, напомню, что четвертое царство, согласно толкованию Даниэля, "будет разделено", что оно состоит из двух несоединимых по своей природе материалов – железа и глины, что также подтверждает двойственную христианско-исламскую природу четвертого царства.

В наши дни "всех разбившее и сокрушившее" Эдомское царство начинает захватываться Ишмаэлем и покоряться ему. Опасность этого существовала на протяжении веков, и ощущалась даже в самые триумфальные для европейцев периоды. Так Черчиль в своей книге "Речная война", изданной в 1899 году, писал об исламе: "В мире не существует более мощной силы, пытающейся повернуть развитие вспять. Но магометанство далеко еще не пришло в упадок, это воинственная и прозелитическая вера. Она уже распространилась в Центральной Африке, выращивая бесстрашных воинов с каждым своим шагом; и если бы христианство не защищали сильные руки науки, которую (ислам) оказался не в силах одолеть, цивилизация современной Европы могла бы погибнуть, как и цивилизация древнего Рима".

Но духовная близорукость последних поколений европейцев привела к тому, что железное царство Эдома стало постепенно замещаться исламской глиной и, как и было предречено, смешивается ныне с царством Ишмаэля.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке