Читайте также
На этой неделе довелось мне увидеть интересный отчет, который немного затерялся на фоне коррупционных скандалов, гибели летчика ВВС АОИ и других важных новостей. В документе, опубликованном главным экономистом министерства финансов, сообщается, что жизнь в Израиле дороже, чем в развитых странах. Так, автомобили и электротовары стоят в Израиле на 52% больше, чем в остальных странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), транспортные расходы больше на 30%, гостиницы и рестораны обходятся на 29% дороже, ну а жилье дороже на 23%. Вряд ли вы удивлены - все это мы и так знаем, просто наконец-то наши «ощущения» превратились в четкие и точные цифры.
То, что жилье у нас дорогое - самый «полишинелевский секрет» страны. Квартиры в Рамат-Гане стоят дороже, чем в столицах Европы. Съем жилья - дорогой, покупка квартиры - миссия крайне сложная, особенно для молодых пар. Все это мы знаем, и каждый министр финансов обещает нам решение этой проблемы. Обещает - и лишь усугубляет ситуацию.
6 августа Высший суд справедливости (БАГАЦ) принял решение об отмене инициированном главой Минфина Моше Кахлоном закона о налоге на третью квартиру. Председатель БАГАЦ Мирьям Наор в своем решении отметила, что при принятии данного закона были пересечены все красные линии. Сам Кахлон, возведя очи горе, заявил с достойным Шекспира трагизмом, что отмена закона неминуемо негативно повлияет на рынок недвижимости в Израиле и переломит наметившиеся положительные тенденции. Рядовые израильтяне не знают, о каких тенденциях идет речь, так как практически все эксперты утверждают, что жилье как дорожало, так и дорожает, но люди Кахлона утверждали, что благодаря этой инициативе снизилось количество инвестиционных квартир, рост цен на жилье замедлился, инвесторы начали выставлять принадлежащие им квартиры на продажу. Правда, риэлторы и оценщики («шамаим») с Кахлоном не согласны, но что они понимают?
Кахлон, может, и хотел пойти молодым парам навстречу, и войти в историю Израиля как человек, спасший страну от «пузыря недвижимости», вот только получается у него все… плохо. Очень плохо.
Начнем с того, что, узнав об этой инициативе, владельцы квартир смекнули, что раз им придется платить налог, то неплохо было бы цены поднять - пусть налог платят съемщики. Стоила халупа в центре страны 4000 шекелей в месяц? Теперь будет стоить 4300. А куда вы денетесь, дорогие квартиранты? Жить-то где-то надо. В Офаким, Акко и Димоне дешевле, если что, можете ехать туда. Так что законопроект Кахлона навредил в первую очередь тем, кому он сам хотел помочь.
Интересно, что человек, в распоряжение которого находятся две виллы по семь миллионов шекелей, налог платить не обязан, а владелец трех периферийных лачуг за 500 тыс шекелей - обязан. Логики в этом нет, впрочем, как и во многих других решениях министра, отличившегося на протяжение своей карьеры лишь один раз. Все ему помнят, как в бытность министром связи он резко удешевил стоимость сотовой связи в стране. За это, без всякой иронии, честь ему и хвала, вот только стоит помнить, что эта славная реформа была инициирована его предшественником Ариэлеме Атиасом, и Кахлон лишь довел ее до ума. Так что честь, по справедливости, достается Атиасу, а Кахлону лишь хвала…
Другой вопрос, который не лишним было бы задать - а почему, собственно, в Израиле так любят инвестировать средства в недвижимость? Быть может потому, что с января 2003 года вступило в силу налогообложение рынка капитала и биржевых операций, в результате чего инвесторам пришлось искать новые идеи для размещения своих средств. Приобретение недвижимости и сдача ее в аренду не приносит огромных барышей, но доход ниже 5010 шекелей в месяц не облагается налогом, а это, согласитесь, не может не радовать. Кстати, та же сдача в аренду квартиры за границей (например, в Болгарии, или в Украине) облагается налогом с первого же шекеля. Да, три-четыре процента годовых - не идеальное капиталовложение, но квартира, в отличие от акций или фондов, никуда не исчезнет. Она есть, она приносит небольшой доход, и она лишь растет в цене. Чем не капиталовложение?
Вместо того, чтобы бросить весь свой политический вес на строительство сотен тысяч квартир, Кахлон инициирует сомнительные законопроекты, а также играет в рулетку под названием «Мехир ле-миштакен» (Цена для новосела). Так, на неделе он объявил о том, что начинается розыгрыш еще 30 тысяч единиц жилья. Однако Кахлон не говорит о том, что проекты в недвижимости занимают годы. То, что он обещает молодым семьям сейчас, выйдет на рынок года через четыре. В Бейт-Дагане, в котором я живу, обещают построить около 1500 единиц жилья. Только радоваться рано - никто еще не начинал строительство, даже утвержденных планов еще нет. Так что победители грандиозной лотереи Минфина продолжат жить на чужой квартире, в то время как сомневающиеся застройщики будут чесать затылок, решая, а надо ли им все это вообще. Многие риэлторы, кстати, с опасением смотрят на список выигравших тендер застройщиков, среди которых практически нет солидных - или даже средних - компаний…
Лотерея Минфина также приведет к созданию «слэмс», этаких анклавов социально неимущих, вроде пригородов Парижа и Брюселля.Чтобы построить дешевую квартиру, и при этом заработать, «кабланы» будут экономит на всем, а дешево, как правило, это не качественно. Так как квартиру - когда ее уже наконец-то построят - продать нельзя будет пять лет, то по истечению этого срока мы получим рассыпающиеся и весьма непривлекательные жилые массивы, в которых живут сугубо слабые слои населения. Сделать же капитальный ремонт жителям «слэмс» не под силу - где взять сотню-другую тысяч шекелей сразу? А так как цены на квартиры - если верить тому же Минфину - упадут за эти годы, получается, что победители лотереи «Мехир ле-миштакен» окажутся в глупом положении. У них на руках будут плохонькие квартиры, которые стоить будут ниже рыночной цены, и обменять их на что-то приличное будет на грани невозможного.
Бывший глава Минфина Яир Лапид предлагал продавать квартиры молодым парам со значительной скидкой. Помните его программу «нулевой НДС»? Окончилось все пшиком. Идеи Кахлона хуже и опасней, но он не высказывается против премьер-министра, а в нашей взрывоопасной ситуации этого достаточно, чтобы Биньямин Нетаниягу помог Кахлону «доработать» законопроект о третьей квартире. Возможно, через несколько месяцев закон будет принят, и в одночасье «буржуи» вновь поднимут квартплату. Кахлон будет разводить руками, и вновь скупит рекламные щиты по всей стране, чтобы поведать израильтянам о том, что жить стало веселей и лучше. А отчеты, вроде того, на который я сослался в самом начале… что ж, не главу Минфина же винить в том, что у нас все дорого? Он старается!