Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Смотрящий за горой

Теракты и беспорядки в Иерусалиме привлекли широкое внимание к мусульманской структуре ВАКФ, контролирующей Храмовую гору. Кто стоит за этой исламской организацией, на чьи деньги она существует?

01.08.2017
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Теракты и беспорядки в Иерусалиме привлекли широкое внимание к мусульманской структуре ВАКФ, контролирующей Храмовую гору. Кто стоит за этой исламской организацией, на чьи деньги она существует и как центр мира оказался во власти иорданского короля, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru.  

Слово ВАКФ в переводе с арабского означает посвящение недвижимого имущества на религиозные или благотворительные цели. С того момента, как имущество становится посвященным, оно освобождается от всех налогов, выводится из всех залогов, и на него перестает распространяться право наследования. Подобная практика упоминается уже в самых ранних мусульманских источниках. К слову, евреи и христиане, живущие в исламских странах, также вправе записать свою недвижимость как вакф, посвятив ее на религиозные и общественные цели. Так, например, в конце XIX века в находившейся под властью Османской империи Стране Израиля запись недвижимости в качестве вакфа для еврейских организаций была фактически единственной возможностью придать законный статус общественным зданиям. 

Впервые Храмовая гора была определена мусульманами как вакф вскоре после того, как в 1187 году Салах ад-Дин, захвативший Иерусалим, изгнал оттуда крестоносцев. С того момента в городе появился особый чиновник, называемый «смотрителем». Изначально его задача состояла в том, чтобы контролировать бюджет всего посвященного имущества, то есть – вакфа, а также заботиться о достатке исламских священнослужителей. Однако сменявшие друг друга «смотрители» постепенно образовали целый клан, расширили свои полномочия по управлению вакфом, контролируя буквально все связанные с ним вопросы – от уборки до безопасности, и стали прибирать к рукам все больше прав и власти во всем Иерусалиме. Тем более что в Святом городе, разрушенном и опустошенном войной между мусульманами и крестоносцами, большая часть сохранившейся недвижимости стала вакфом. Так «смотрители» превратились в самых влиятельных людей в Иерусалиме. 

В середине XIII века мамлюкский султан Бейбарс I назначил иерусалимским смотрителем Алу ад-Дина – одного из своих полководцев, разгромившего в сражениях и крестоносцев, и наступавших с северо-востока монголов, но наполовину ослепшего во время своих ратных трудов, а потому более не годного к военной службе. Вскоре Ала ад-Дин создал в Иерусалиме преданный ему лично отряд воинов-рабов из Судана, превосходящий по силе и боевым качествам небольшой гарнизон, подчиненный военному коменданту города – главе светской власти. Казармы своих стражей Ала ад-Дин расположил в непосредственной близости от ворот на Храмовую гору, получивших тогда же название «врат смотрителя», и с того момента, по сути, присвоил контроль над всем городом, лишив светскую власть ее полномочий. 

Пришедшие ему на смену новые «смотрители» продолжали ту же политику, так что даже в османскую эпоху они, опираясь на собственных воинов, не только сохраняли полную независимость, но и оставались доминирующей силой в городе. Между ними и центральной властью, конечно, не раз возникала напряженность, но «смотрителям», как правило, удавалось отстоять свои полномочия, базирующиеся на религиозном авторитете и шариате. 

Британская оккупация и резкий рост численности еврейского населения в Иерусалиме, которое с середины XIX века составляло больше половины жителей города, ослабили власть «смотрителей». Британские власти организовали в Иерусалиме современную систему муниципального управления под руководством светского мэра, и влияние ВАКФ, как стал называться институт «смотрителей», было ограничено управлением «посвященным имуществом», в основном – Храмовой горой. 

В 1948 году, после завершения Войны за независимость, Старый город оказался захвачен иорданскими войсками, и покровителем иерусалимского ВАКФ стал король Иордании Абдалла I. Спустя 19 лет, в ходе Шестидневной войны восточные кварталы Иерусалима, включая Храмовую гору, были освобождены израильской армией, но министр обороны Моше Даян не лишил ВАКФ его полномочий и оставил управление Храмовой горой в руках «смотрителя». Так и сложилась парадоксальная политическая и юридическая ситуация, при которой Иордания вовлечена в управление центром Иерусалима, а значит – и центром мироздания. 

Последние полвека позиции ВАКФ продолжают оставаться, вероятно, самыми слабыми за всю историю его существования, а полномочия некогда могущественной силы в городе ныне ограничены исключительно контролем над исламским посвященным имуществом и, в первую очередь, Храмовой горой, но и там представители организации обязаны согласовывать свои действия с израильским правительством. Однако по-прежнему широкие полномочия подчиняющегося иорданскому королю ВАКФ создают правовую и политическую аномалию на Храмовой горе, в результате которой ни евреи, ни христиане, да и вообще никто, кроме мусульман, не может молиться в Святом месте, что, очевидно, является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод. И эта несправедливость требует немедленного исправления. И как нельзя остро это чувствуется сегодня, Девятого Ава, в годовщину разрушения Первого и Второго Иерусалимских Храмов. 

*** 

У мусульман есть необычное предание, будто бы Ала ад-Дин, став «смотрителем», обнаружил под Храмовой горой пещеру, в которой нашел золото и драгоценности, и благодаря им как раз и смог нанять отряд преданных воинов и стать самым влиятельным человеком в Иерусалиме. 

Самой же необычной из его находок в этой пещере был крупный темно-коричневый полупрозрачный камень. Ала ад-Дин вставил его в золотой перстень, который, не снимая, носил на указательном пальце правой руки. Иногда казалось, что камень светится, а на его поверхности проступают какие-то буквы. Говорят, с помощью своего перстня почти совсем ослепший под конец жизни Ала ад-Дин продолжал узнавать обо всем, что происходило, происходит и даже может произойти в Иерусалиме. Так он якобы и узнал, что в случае утраты перстня власть «смотрителей» в Иерусалиме не продержится и 77 лет. Умирая, Ала ад-Дин оставил перстень своему преемнику, заклиная беречь как зеницу ока. 

Шли века, «смотрители», сменяя один другого, передавали тщательно оберегаемый перстень, благодаря которому и сохраняли свое могущество. Однако в 1948 году во время отчаянных боев между еврейскими и мусульманскими отрядами в Старом городе перстень потерялся. С тех пор, говорит предание, люди ВАКФ не покладая рук разыскивают пропавший перстень, зная, что без него их власти уже совсем скоро может прийти конец.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке