Читайте также
Сегодня арабские страны заинтересованы в мире с Израилем больше, чем сам Израиль. Поэтому еврейскому государству не следует торопиться. В обмен на мир, арабам придется забыть о создании независимого арабского государства в Иудее и Самарии.
На днях британское издание «Таймс», ссылаясь на арабские и американские источники, сообщило, что впервые за семь десятилетий существования еврейского государства, Израиль и Саудовская Аравия ведут переговоры о налаживании экономических связей по пути к постепенной нормализации отношений. На первых порах, утверждает «Таймс», если договоренность будет достигнута, израильские компании смогут начать работать в королевстве. Кроме того, Саудовская Аравия откроет свое воздушное пространство для полетов израильской национальной авиакомпании «Эль-Аль», что значительно сократит время и соответственно цену полетов из Израиля в страны Дальнего Востока.
Правда, как уточняет уже израильское сетевое издание NRG, ссылаясь на источник в израильском политическом истеблишменте, за это сауды требуют, чтобы Израиль обязался создать в будущем, в границах, в той или иной мере соответствующих территории освобожденных в ходе Шестидневной войны Иудеи и Самарии, арабское государство. Чуть раньше американская газета «Волл стрит джорнал» сообщила, что Саудовская Аравия и ее сателлиты – ОАЭ и Бахрейн, предлагают Израилю нормализацию в обмен на замораживание еврейского строительства вне крупных поселенческих блоков и ослабление контроля над ввозом грузов в сектор Газы.
Как бы то ни было, нынешняя позиция арабов, революционно отличается от той, которую они занимали еще 15 лет тому назад. Тогда категорическая формула мирного соглашения с Израилем, выдвинутая Саудовской Аравией и принятая Лигой арабских государств состояла в том, что Израиль, прежде всего, обязан выполнить три условия. Во-первых, отступить со всех территорий, освобожденных в ходе Шестидневной войны, включая Голанские высоты. Во-вторых, разрешить проблему так называемых «арабских беженцев». И в-третьих, согласиться с созданием независимого арабского государства в Иудее, Самарии и Газе со столицей в Иерусалиме. Только после этого, арабские страны были готовы установить нормальные отношения с еврейским государством.
Кто знает, возможно, арабские лидеры рассчитывали на то, что выполнив все их условия, Израиль не сумеет продолжить дальнейшее существование в качестве независимого еврейского государства, а значит, устанавливать отношения им станет уже не с кем. Но все, как известно, пошло совсем иначе. В полыхнувшем ближневосточном регионе сохраниться не удалось, как раз некоторым из арабских стран. В том числе Сирии, лелеявшей надежду заполучить у Израиля Голанские высоты, но, по сути, переставшей существовать как единое государство.
Теперь, позиция уцелевших монархий Персидского залива выглядит куда более гибкой. Фактически, арабы отказались от требования о создании независимого государства для палестинских арабов в качестве обязательного предварительного условия нормализации, предлагая продвигать этот процесс если не после, то, по крайней мере, параллельно установлению отношений с Израилем, переговоры о которых продолжаются уже несколько месяцев.
У столь кардинальной смены приоритетов арабских лидеров есть, по меньшей мере, три причины. Во-первых, отбиваясь от желающих свергнуть их «Братьев-мусульман» и прочих экстремистских исламских группировок вроде ИГИЛ с одной стороны, и Ирана, обложившего их из Сирии, Ирака и Йемена, с другой, арабские лидеры четко уяснили, что разведывательная информация и военные технологии, которыми обладает израильская армия стали для них критическими.
Во-вторых, нынешняя цена на баррель нефти в 2-3 раза ниже, той, что необходима Саудовской Аравии и нефтяным эмиратам, для поддержания прежнего образа жизни и ведения войны с Ираном. Вот только, с тех пор, как около года назад США открыв краны, стали ведущим мировым экспортером нефти, а администрация Трампа окончательно смела установленные в этой отрасли Обамой (выгодные арабам, но не выгодные американцам) законодательные препоны, шансов на возвращение цены к заветным 100 долларам за баррель нет. Выстроенную на экспорте нефти экономику необходимо модернизировать, большинство же ключей в заветную сферу высоких технологий, в руках у израильтян.
И, наконец, в-третьих, хотя администрация нынешнего президента США в отличие от прежней, не потворствует Ирану с «Братьями-мусульманами» и куда дружелюбнее по отношению к арабам Персидского залива, в Эр-Риаде четко осознают, что слово израильтян весит сегодня в Белом доме и на Капитолийском холме гораздо больше, арабского.
Трамп важнейший защитник, если не спаситель арабских режимов Персидского залива от иранской экспансии. И он уже ясно дал понять, что желает видеть подобное сближение между арабскими странами и Израилем, без связи с тем, как развиваются переговоры израильтян с сидящими в Рамалле представителями ООП. К слову, не исключено, что эта позиция американского президента была сформирована под влиянием израильского премьера, давно предлагавшего сначала нормализовать отношения еврейского государства с вменяемыми арабскими режимами, а уж затем обсуждать будущее палестинских арабов.
Одним словом, арабские лидеры хотят сближения с Израилем. Абу Мазен же оказывается не у дел. Его проблемы в заново складывающихся ближневосточных коалициях никому не интересны и только мешают.
Поэтому, вполне возможно, просачивающиеся в СМИ нынешние требования саудов – это не более, чем приглашение к началу торга, в котором, как известно, арабы столь виртуозны и своего рода оправдание перед арабскими массами, которым десятилетиями вбивали в голову, что «сионистское образование» не имеет права на существование, а палестинским арабам помимо иорданского королевства полагается еще одно государство.
При этом вероятно, в начале произойдет сближения Израиля и «младшего брата» — ОАЭ. Недаром, приближенный к правительству Израиля политический источник недавно намекал на скорое развитие в отношениях Израиля и стран Персидского залива.
Так или иначе, Израилю соглашаться на уступки смысла нет. Требование о создании еще одного независимого государства для палестинских арабов не кажется приемлемым или разумным. Какой резон создавать дополнительный анклав террора, неминуемо превращающийся наподобие Газы в плацдарм ХАМАСа или ИГИЛ, в считаных километрах от Тель-Авива и у муниципальных границ Иерусалима?
Риски велики, а выгоды очень ограничены. Рынки озабоченных множеством внешних и внутренних проблем и беднеющих на глазах арабских стран уже не кажутся столь привлекательными. Куда перспективнее выглядят возможности, открывающиеся для израильских компаний в быстро развивающихся странах Африки и Южной Америки, а также в экономических гигантах Центральной Азии и Дальнего Востока, где, благодаря появлению на международном рынке американской нефти, больше не опасаются арабского эмбарго на энергоносители и потому не боятся дружить с Израилем.
И потому, пожалуй, самое полезное из того, что способна сегодня предложить Саудовская Аравия Израилю, это открытие своего воздушного пространства. Что вряд ли стоит отступления к границам, названным когда-то харизматичным израильским министром иностраных дел Аббой Эвеном «границами Освенцима» и достигающими в районе герцлийского побережья в ширину лишь немногим более 10 километров.
Полвека назад остро нуждавшийся в международном признании Израиль предложил арабским странам все освобожденные им в Шестидневную войну земли в обмен на мир. Тремя «нет» (миру, признанию и переговорам) ответили тогда арабы, Хартумской резолюцией.
С тех пор прошло 50 лет. Израиль стал богатой и устойчивой региональной державой. Теперь именно он готов предложить арабам мир, за который им придется заплатить землей.
Если же нет, то Израиль вполне может подождать еще полвека. А затем продолжить разговор с теми из арабских стран, кто доживет до этого времени. Ему торопиться некуда.