Читайте также
Судьба законопроекта "О национальном государстве" до сих пор туманна – хотя его принял в предварительном чтении Кнессет, ходят слухи, что министры договорились смягчить существующую версию.
Наиболее спорные моменты в законопроекте: утверждение иврита как единственного государственного языка (арабскому будет предоставлен особый статус), исключительное право еврейского народа на самоопределение, приоритет еврейского над демократическим в юридических вопросах.
Законопроект вызывает столько споров не только потому, что каждый видит в нем свое: одни – восстановление исторической справедливости, другие – угрозу демократии. Слишком много неизвестных в формуле "еврейское демократическое государство", начиная с того, что нет единого мнения, что считать еврейскими ценностями – Кашрут и шабат? Еврейскую историю? Память о жертвах и героях Катастрофы? Подвиг первых поселенцев? Еврейский вклад в мировую науку и культуру? Мораль, которую евреи подарили народам мира?
Понятие национального государства как формы "самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории" возникло в Европе в 17 веке. Но объединяющим принципом "гражданского национализма" всегда была в первую очередь территория. Принадлежность к нации определялась добровольным выбором гражданина. Известные попытки поставить приоритет нации во главу государственного устройства принесли миру неисчислимые бедствия. Сегодня ни одна из развитых стран не позиционирует себя как национальное государство; в Европе этот пункт прописан только в конституции Румынии. Национальными считаются также многие африканские и мусульманские государства. Нужно ли Израилю присоединяться к этой компании?
Главный аргумент "за" – Израиль создавался как еврейский национальный дом, и вполне логично, что это должно быть прописано в одном из Основных законов.
Многие политики считают, что у нас наблюдается явный перекос в сторону демократического в ущерб еврейскому. Все принятые в последнее время нормативные акты защищают демократию и права человека. Основываясь на этих актах, суды принимают решения, которые идут во вред еврейскому государству. Но не слишком ли наивно полагать, что один закон радикально изменит позицию судей БАГАЦа?
Считается, что официальное утверждение еврейского характера государства поставит заслон на пути воссоединения арабских семей, в которых один из супругов – израильский гражданин, а другой – житель автономии. Пока на него действует временный запрет из соображений безопасности.
Есть и компромиссное мнение: проект не содержит ничего принципиально нового и лишь декларирует положения существующего законодательства о флаге, о гимне Израиля, об Иерусалиме и т.д. Кроме того, закон не дискриминирует национальные меньшинства, ведь в нем говорится: “каждый житель Израиля, вне зависимости от национальности и вероисповедания, имеет право на сохранение своей культуры, своего исторического наследия, языка и идентичности”.
Оппоненты возражают: закон убьет демократию и превратит Израиль в государство Галахи, где будут граждане первого сорта (евреи) и второго (арабы). При этом левых правозащитников не волнует, что "еврейский характер" может еще больше осложнить положение тех граждан, которые, несмотря на принадлежность к еврейской части населения, не являются евреями по Галахе.
Безусловно, принцип “Израиль – национальный дом еврейского народа” упростит переговорный процесс с нашими "партнерами по урегулированию". Признавая право Израиля на существование, арабские страны и руководители ПНА вынуждены будут автоматически признать и его еврейской характер. Но то же положение может стать камнем преткновения. И если с палестинцами это не критично, то сближение с арабским миром для Израиля все же важно. Впрочем, если оно важно и для наших соседей, то они, скорее всего, деликатно "не заметят" перемен в израильском законодательстве.
А вот на резолюции ЮНЕСКО, отрицающие связь евреев с Землей Израиля и Иерусалимом, эти перемены не повлияют. Ведь не мешает им существующий закон об Иерусалиме и многочисленные исторические свидетельства.
Несомненно, левые и палестинские юристы завалят БАГАЦ и международные суды протестующими исками. Со стороны Западного мира тоже можно ждать всяческого осуждения и порицания. Нас еще не раз сравнят с режимом апартеида, обвинят в расизме и нецивилизованности. Сам факт принятия закона о "еврейском характере", независимо от его содержания, нанесет дополнительный ущерб международному имиджу Израиля.
Но хуже всего то, что обсуждение закона в очередной раз продемонстрировало глубокий раскол в обществе по вопросам, принципиально важным для единства нации. Впрочем, возможно, эти противоречия и составляют суть непостижимого еврейского характера.