Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

СМИ: "Четвертая власть" или "Пятая колонна"

Вместо обсуждения конкретных проблем Нетаниягу делает все, чтобы вызвать недоверие к независимым СМИ. Вместо ответов он вешает ярлыки и строит информационные баррикады. Он хочет, чтобы любая критика в его адрес воспринималась его избирателями как подрыв о

13.11.2016
Источник:Релевант
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому как ночь не может надвинуться, пока Солнце не зашло" - говорил английский писатель и священник Чарльз Калеб Колтон.

Когда стало понятно, что двухгодичный бюджет Кахлона на 2017-2018 год будет принят, стало понятно, что выборов в ближайшее время не будет. Вполне возможно, что их не будет до весны 2019 года (когда нужно будет принять следующий бюджет). Оппозиция и реваншисты внутри коалиции могут успокоиться: четвертое правительство Нетаниягу спустить в клозет не удастся.

Но как правильно указал автор "Собачьего сердца" - разруха начинается не в клозетах. "В битве за уничтожение радио- и телекорпорации, чье создание Нетаниягу сам благословил всего полгода назад, пока не понял, что не сможет ее контролировать, он окончательно потерял все пропорции и приоритеты, перестав заниматься государственными делами. По словам людей из его окружения, он заявил, что готов идти до конца и, если понадобится, расформирует правительство и объявит новые выборы" - написал в своих интернет-заметках бывший работник радио РЭКА и один из ветеранов русскоязычной прессы Израиля Владимир Лазарис (Рафаэль Рам).

Лазарис считает, что Нетаниягу блефует: "И правительство останется, и никаких выборов не будет. Будет ли корпорация? Вопрос стоит гораздо серьезнее: будут ли в Израиле свободные СМИ?".

Это, собственно, главный вопрос. И я бы не был так уверен, что Нетаниягу не готов бросить страну в пекло очередных никому не нужных выборов ради борьбы за подчинение информационного пространства.

"Я скорее уступлю пост премьер-министра"

Напомню, что именно принятие Кнессетом законопроекта против бесплатного распространения газеты "Исраэль Хайом" стала одной из главных причин выборов 2015 года. И победив на выборах глава правительства взял себе портфель министра связи, а с коалиционных партнеров получил обязательства, что они не будут мешать ему проводить политику переформатирования инфополя. Во время переговоров с Сионистским лагерем он готов был вручить потенциальным коалиционным партнерам министерство иностранных дел, министерство экономики, даже министерство обороны. Но, когда у него попросили министерство связи он ответил:

- Я скорее уступлю пост премьер-министра.

"Ладно, мы ограничимся портфелем главы правительства", - пошутили переговорщики. Но это совсем не смешно.

Страна с "частично свободной прессой"

Надо сказать, что в борьбе с прессой Нетаниягу сильно преуспел. Деградация израильского информационного пространства налицо. В Индексе свободы прессы, который ежегодно (уже 75 лет) выпускает организация Freedom House Израиль занял 65 места из ста возможных. Впервые за последние 14 лет Израиль перешел из разряда стран с "свободной прессой" в разряд стран с "частично свободной прессой".

Но не только лучшее враг хорошего, но и худшее многим предпочтительнее плохого. И Нетаниягу никак не может успокоиться в своем рвении подчинить медиапространство.

Честь или кошелек

Вовсю идет борьба против независимости общественного вещания в Израиле, который начинался как частная инициатива чрезмерно рьяного председателя коалиции Давида Битана, который в Фейсбуки ищет доказательства "левацких" взглядов работников СМИ. Глава правительства готов на все, чтобы ликвидировать новый концерн общественного вещания "Кан", в создание которого уже вложены сотни миллионов шекелей. Согласно июльскому решению правительства, готовый к работе концерн должен начать вещание не позднее апреля будущего года, но премьер-министр готов отправить страну на выборы, чтобы не допустить реализации решений собственного правительства. Сегодня единственным, кто противостоит ему в этом вопросеЮ, является министр финансов Моше Кахлон, который аргументирует свои действия в защиту свободы слова неготовностью тратить напрасно деньги из госбюджета. Моше Кахлон заявил, что пост министра финансов дает ему право заблокировать любой законопроект стоимостью свыше 10 миллионов шекелей, и он использует это право вето против инициативы Нетаниягу-Битана, которая, по подсчетам минфина, обойдется бюджету в сотни миллионов шекелей незапланированных расходов. Видимо, аргументы, апеллирующие к ценностям свободы слова, в этом правительстве не действуют.

"Спросите мою жену"

Последний медиа-скандал в Израиле связан с нападками главы правительства на журналистку Илану Дан, которая в своей телепрограмме "Факт" ("Увда") представила расследование, освещающее процесс принятия решений в окружении главы правительства. Бывшие сотрудники и приближенные Нетаниягу, работавшие с ним не один год и уходившие от него один за другим, нарисовали тревожную картину управленческой катавасии, хаоса и сумбура. Если верить этому расследованию, в канцелярии Нетаниягу царит вечная параноидальная атмосфера, а личные и партийные интересы всегда довлеют над государственными. В принципе, в этом расследование не было ничего, что и так бы не знали израильские избиратели и телезрители, которые уже более 20 лет наблюдают за деятельностью Нетаниягу. Всем известно, например, что Сара Нетаниягу вмешивается в процесс принятие государственных решений. Все знают, что супруга главы правительства принимает непосредственное участие в назначениях на государственные должности. Сара Нетаниягу принимает доминантное участие в определении графика заграничных поездок. Но когда на экране появилась записка, написанная рукой главы правительства: "Спросите мою жену, что она думает об освобождении Гилада Шалита" - это могло удивить даже видавших виды.

Реакция Биби и Сары

При публикации таких расследований принято запрашивать реакцию "героев" журналистского материала, предоставляя им возможность опровергнуть, объяснить, оправдаться. Именно истерическая реакция Нетаниягу, заявление, полное личных нападок на Илану Даян, а не скандальные факты, опубликованные в расследование программы "Факт", стали главной сенсацией передачи.

"Мы направили главе правительства 32 конкретных вопроса по содержанию программы. Мы хотели получить разъяснения по фактам и документам, но не получили ответа ни на один вопрос - только письмо, которое глава правительства и министр связи потребовал огласить полностью", - сообщила Илана Даян.

В реакции канцелярия Нетаниягу, которую зачитывала Илана Даян в течение пяти минут сорока семи секунд , не было ответов на вопросы расследования, а только оскорбления журналистки, которые она зачитывала в эфире. Это была реакция на уровне площадной брани.

Даян обозвали "левой экстремисткой", играющей ведущую роль в обслуживании политических врагов Нетаниягу, которые жаждут свалить правое правительство. Сообщили, что пришло время сорвать с ее лица маску. Заявили, что в нет ни честности, ни профессионализма. Заявили, что ее программа политическая очерняющая агитация против главы правительства и его супруги.

Глава правительства сообщил, что у Иланы Даян есть проблема не с ним, а с народом. Вообще-то это черта очень авторитарных стран, когда руководитель подозреваемый в неправильном ведение дел, вздорных решениях, административных нарушениях или коррупции, вместо того, чтобы ответить на обвинения, принимается обвинять журналиста в предательстве, объявляя его врагом народа.

"Четвертая власть" или "Пятая колона"

Вы скажете: "Разве непонятно? Биби своим полубезумным заявлением высек сам себя, подтвердив расследование Иланы Даян свидетельством собственной неадекватности". Нет. Это совсем не очевидно. По словам Ципи Ливни реакция Нетаниягу "показывает, кто стоит во главе правительства, не менее наглядно, чем само расследование". Но понятны такие вещи только тем, кто и так не симпатизирует Нетаниягу. Возмущаются поступком Нетаниягу в основном те, кто и так от него не в восторге. Фракция "Сионистский лагерь" требует от юридического советника правительства проверить факты расследования. Активисты молодежных организаций Аводы и МЕРЕЦ призывают израильтян выйти на улицы и потребовать отставки премьер-министра в связи с его реакцией на репортаж Иланы Даян.

Союз журналистов осуждает реакцию Биньямина Нетаниягу на сюжет передачи, называя ее "бессмысленным нападением". Но смысл в нем есть. Для широкой публики заявление Нетаниягу было мощным спином, отвлекающим от журналистского расследования и переводящим дискуссию к доверию (вернее недоверию) к прессе. Вместо обсуждения конкретных проблем Нетаниягу делает все, чтобы вызвать недоверие к независимым СМИ. Вместо ответов он вешает ярлыки и строит информационные баррикады. Он хочет, чтобы любая критика в его адрес воспринималась его избирателями как подрыв основ, предательство Родины, обслуживание врагов Израиля.

Примерно то же отношение к критической прессе формировал Путин. То же отношение к СМИ лепил во время предвыборной кампании Дональд Трамп, утверждая, что СМИ просто нельзя доверять, вместо того, чтобы с ними спорить.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке