Читайте также
Последнее сражение
В недельной главе "Балак" приводятся следующие слова, вложенные Всевышним в уста кудесника Билама: "И произнес он притчу свою, и сказал: вот речение Билама, сына Беора, и речение мужа, прозорливого оком; Речение слышащего слова Божие, познающего мысли Всевышнего, кто видения Всемогущего видит, падает, но открыты очи его. Вижу его, но (оно) не ныне, смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Яакова, и встанет скипетр от Израиля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета. И будет Эдом подвластен, и будет подвластен Сэир врагам своим; Израиль же одолеет (их)" (24:20).
Эти слова, в которых говорится о войне Израиля со "всеми сынами Шета", то есть со всем человечеством, признаются одним из пророчеств о войне последних времен, войне Гога и Магога, из которой Израиль должен выйти победителем.
Эта эсхатологическая война упоминается в ТАНАХе несколько раз. Так у пророка Иехезкеля сказано: "И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля, - слово Господа Бога! - возгорится гнев Мой в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего говорил Я: "(Клянусь), в день тот будет потрясение великое на земле Израиля! И содрогнутся предо Мною рыбы морские, и птица небесная, и зверь полевой, и все пресмыкающиеся, пресмыкающиеся по земле, и всякий человек, который на лице земли. И обрушатся горы, и падут утесы, и всякая стена на землю падет". Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, - слово Господа Бога. Меч каждого будет против брата его. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я - Господь.
И ты, сын человеческий, пророчествуй о Гоге и скажешь: так сказал Господь Бог: вот Я - против тебя, Гог, князь верховный Мэшэха и Туваля! И поверну Я тебя, и пробужу тебя, и подниму тебя с окраин севера, и приведу тебя на горы Израиля. И выбью Я лук твой из руки левой твоей, и стрелы твои из руки правой твоей выброшу. На горах Израиля падешь - ты и все отряды твои, и народы, которые с тобой; хищной птице всякого рода и зверю полевому отдал Я тебя на съедение. В открытом поле падешь, ибо Я сказал, - слово Господа Бога. И пошлю огонь на Магог и на безопасно обитающих на островах. И узнают, что Я - Господь" (38:18-39:8).
Следующее пророчество, касающееся этой войны, принадлежит Захарии: "Вот Я сделаю Иерусалим чашей яда для всех народов вокруг и также для (врагов) Иеуды, когда осажден будет Иерусалим. И будет в день тот: сделаю Иерусалим камнем тяжелым для всех народов - все поднимающие его исцарапаются сильно; и соберутся против него все племена земли. В день тот, - слово Господа, - поражу всякого коня ужасом и всадника его безумием, и на дом Иеуды открою глаза Свои, и всех коней (у) народов поражу слепотой. И скажут начальники Иеуды в сердце своем: сила моя - жители Иерусалима, через Господа Цаваота, Бога их. В день тот сделаю начальников Иеуды, как жаровню с огнем между дровами и как факел горящий в снопе, и они пожирать будут направо и налево все народы вокруг, а Иерусалим сидеть будет (спокойно) на месте своем… В день тот защитит Господь жителя Иерусалима, и слабый среди них в день тот (станет) как Давид, и дом Давида - как ангелы, как ангел Господень пред ними. И будет в день тот: решу Я уничтожить все народы, пришедшие (воевать) против Иерусалима. И изолью Я на дом Давида и на жителя Иерусалима дух милости и мольбы, и будут они смотреть на Меня" (Захар 12:14).
Из другого фрагмента видно, что в этой войне пострадают также и евреи: "И соберу все народы на войну против Иерусалим, и захвачен будет город, и разграблены будут дома, и обесчещены женщины, и уйдет половина города в изгнание, а остаток народа не будет истреблен в городе. И выйдет Господь и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Масличной горе, что пред Иерусалимом, с востока; и расколет Масличную гору пополам - на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу и половина ее - к югу. И побежите вы в горную долину, ибо достигнет горная долина Ацала; и побежите, как бежали вы от землетрясения в дни Уззии, царя Йеуды; и придет Господь Бог мой - все святые с тобой! И будет в день тот: не будет света; холод и мороз. И будет день единственный - известен будет он Господу: не день и не ночь. И будет к вечеру: будет свет. И будет в день тот: выйдут воды живые из Иерусалима, половина их - к морю восточному, и половина их - к морю западному; летом и зимой будет (так). И будет Господь царем на всей земле, в день тот будет Господь один (для всех), и имя Его - одно" (14:1-9).
Времена и сроки
Не так давно я приводил эти слова Захарии в связи истолкованием евангельских событий Хаимом Маккоби. По мнению этого исследователя, Иисус поднялся на Масличную гору в сопровождении вооруженных двумя мечами учеников, чтобы начавшимся сражением побудить Всевышнего к вступлению в обещанную Им войну ("Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его" Мф.22:38).
"Он верил, - пишет Маккоби, - что время для исполнения пророчеств Захарии, Иоиля и Исайи настало, а чужеземные враги, о которых говорится в этих пророчествах, - это римляне; что произойдет великая битва против римлян, куда евреев поведет потомок царя Давида, мессия, помазанник Божий, который станет законным царем Иудейским; что битва эта будет сопровождаться чудесами (включая землетрясение и бедствия, в которых римляне и недостойные из евреев погибнут); что битва эта окончится победой мессии и евреев, которые затем вступят в эпоху независимости; что она будет и эпохой мира и духовного совершенствования всего мира, когда богоданная миссия евреев как народа Господня будет признана всеми народами, а Храм в Иерусалиме станет рассматриваться как духовный центр мироздания".
"Иисус не был партизанским вождем, - пишет Маккоби. - Он не тренировал своих сторонников в военных упражнениях и не вступал в схватки с римскими войсками. С точки зрения научного скептицизма XX века он может показаться мечтателем, предававшимся самообману. Однако он следовал модели, достаточно обычной в еврейской истории, и по тогдашним стандартам еврейских верований не был бы сочтен безумцем. (С другой стороны, если бы он объявил себя Богом и заявил о своем намерении добровольно подвергнуться распятию, его, несомненно, сочли бы умалишенным)".
В наше смутное время подобные "стандарты еврейских верований" возвращаются. И тому имеются основания. Во-первых, многое уже сбылось: государство Израиль возрождено, а "все сыны Шета" уже ведут с ним войну на истощение. Во-вторых, возраст мира - 5776 достаточно солиден для подведения итогов. Да и общее пророчество, что Всевышний сам вступит в бой на стороне избранного Им народа, вовсе не выглядит нелепицей. Если избавление началось с таких чудес как казнь первенцев и потопление египетской армии, то почему бы и в завершении чем-нибудь таким сынов Израиля не порадовать? Тем более, что во время царя Хизкияу уже была проведена генеральная репетиция: "И было в ту ночь: вышел ангел Господень и поразил в стане Ашшурском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они - мертвые тела. И двинулся Санхерив, царь Ашшурский, и пошел, и возвратился; и жил он в Ниневии" (2 Малахим 19: 35). Талмуд (Сангедрин 94.а) трактует это чудо как предвестие войны с Гогом.
История с Иисусом, как ее представил Маккоби, учит, что расчеты на применение Всевышним Его "ядерного оружия" "в скорости, в наши дни", могут быть более чем обманчивы, но в то же время более чем правдоподобным выглядит сам сценарий.