Читайте также
Виктор Шамиров – не только один из самых известных московских театральных, а в последнее время и кинорежиссеров, но еще и один из самых эпатирующих, необычных, скандальных и провокационных режиссеров. И главное - один из самых занятых людей театра. Потому на вопросы к интервью в преддверии гастролей в Израиле театра имени Моссовета со спектаклем «Бог» по пьесе Вуди Аллена отвечает кратко, сухо и практически без прилагательных, считая, что деяния режиссерские живописуют спектакли и сцена; сам творческий процесс, а не переписка и фрагментарные урывками проходящие телефонные разговоры. Спектакль хорош – так считает критика и зрители, ну а сама жизнь может быть описана сухой фактологией. Потому и нижеследующее интервью по переписке получилось в нынешнем принятом кратком интернет-стиле.
- Как вы стали режиссером? Как в безумном жизненном темпе ухитряетесь сочетать кино, театр и драматургию?
- Я учился на математика (до того, как поступить в ГИТИС на курс Марка Захарова, Виктор Шамиров учился в Ростовском университете на механико-математическом факультете на отделении прикладной математики), но мне студенческий театр стал нравиться больше, чем основные занятия на факультете, к которым у меня, похоже, не было особых способностей. Бросил университет, потом одно-другое-третье, набор случайностей. В ГИТИС поступил в 26 лет, тоже довольно случайно (Шамиров ушел из университета на 3-м курсе. Работал грузчиком, лаборантом, вообще бездействовал, в юношеском театре ставил спектакли, писал пьесы. Попал в ростовский театр-студию "Эпос". Поступил в ГИТИС на курс М.А. Захарова. Закончил с дипломом: "режиссер драматического театра". Первая московская работа - Треплев в "Чайке" в "Школе современной пьесы". По задумке режиссера Райхельгауза эту роль должен был играть именно режиссер, который и осуществит внутри спектакля собственную постановку пьесы Треплева. Выбор пал на Виктора Шамирова. В «Боге» Шамиров продолжает свою роль, определенную судьбой – играет на сцене Автора–Творца – М.Х.).
Я давно не пишу пьес просто так, только для конкретной постановки изменяю переводные пьесы вместе с актерами. Так что по совести я не драматург. Самостоятельный сценарий у меня только "Дикари", потом только компанейское написание под определенную съемку. Так что сценаристом тоже являюсь с натяжкой. А сочетать кино и театр не сложнее, чем сочетать бутерброд на завтрак и суп на обед. Что за разница, чем ты занят, было бы время и желание. Одно не мешает другому. Ну, особо, и не помогает, правда.
- Вы любите быть соавтором, менять изначальный текст – Вуди Аллен не стал исключением?
- Это не вопрос моих склонностей, это конкретная ситуация соотношения оригинала, перевода и аудитории. Иногда не надо ничего менять. Я ставил Ханоха Левина "Торговцы резиной" и не изменил ни одного слова, этого не следовало делать. С пьесой "Бог" было иначе, я сразу понимал, что надо сочинять фантазию по мотивам. Оригинальный текст забавен, но для того, чтобы его оценить, надо мысленно перенестись в совершенно другой контекст. А нам-то играть надо сегодня-здесь. Я оставил, мне кажется, главное. Тему, конструкцию, общее ощущение безумия, которое все время прикидывается нормой, но не удерживается и десяти секунд.
- В пьесе "Бог" вы шутите над публикой, используете реалии жизни. Над израильтянами-евреями тоже собираетесь шутить?
- Сейчас в нашем тексте еврейских шуток нет (у автора были, конечно). Если что-то придет в голову на спектакле - появятся. Мы достаточно свободно идем по тексту. Тут важны впечатления от места. Нарочно поддавать местного колорита не буду.
- Бог на сцене – какова доля абсурда и божественного рока в этой ситуации?
- У автора речь идет о вполне реальном устройстве "Бог из машины". Абсурда тут никакого нет. Саша Яцко играет персонажа с именем "Бог", но это, скорее, тихопомешанный, который себе что-то нафантазировал («Deus ex machina» - прием из античного театра, 5-4 вв. до нашей эры, времен Эврипида. В древнегреческом театре «Deus ex machina» - «Бог из машины», - т.е. высшее существо, которое неожиданно являлось в конце действия. Обычно «Бог» спускался с небе» с помощью особого механизма и разрешал все проблемы – М.Х.).
- Вы известны эпатажной режиссурой – трагедии также возможно ставить в подобном ключе, как и комедии?
- Думаю, что я уже давно ничем не известен. И трагедий я ни разу не ставил, и пока не очень-то тянет. А ответ на вопрос: да, конечно можно! Что за разница! (Виктор Шамиров явно поскромничал. Известен, и даже очень. Год назад вышел его фильм «Упражнения в прекрасном» - также с Гошей Куценко в главной роли, что только подлило масла в костер недооцененной Шамировым театральной славы. – М.Х.).
- Как строгий театр Моссовета выдерживает такой сгусток импровизации и скепсиса, ироничности и сарказма, как в вашем спектакле "Бог"? Как уживаются сухая академичность традиции и ваши знаменитые несерьезность и провокационность?
- Мы в театре, как приблудная собачка. Невоспитанна, в блохах, и родословной нет, но привыкли. (Привыкли взаимно. Виктор Шамиров поставил в театре Моссовета также спектакль «Упражнения в прекрасном» и является одним из приглашенных режиссеров наряду с Андреем Кончаловским, Аллой Сигаловой и Ниной Чусовой. – М.Х.).
- В этом спектакле много споров. А с кем в нем дискутируете вы сами?
- Я не дискутирую, я рассказываю. (Любой хороший спектакль – это всегда спор. Обычное тихое повествование остается на бумаге, на сцене оно становится действием, а действие без дискуссии и выяснения отношений в театре невозможно. – М.Х).
- Возможно ли в наши дни творить чистое искусство или печать эпохи неизбежна?
- Возможно. Что совсем не делает его более ценным, чем вполне экономически и конъюнктурно мотивированное творчество.
- Вы сами играете в своем же спектакле. Каково это – подглядывать за актерами прямо на сцене? Богу тоже свойственен вуайеризм.
- Предпочел бы играть в чужом. Тогда постоянное ощущение, что мне все не нравится, не имело бы ко мне отношения, и я с чистой совестью занимался бы только своей ролью. Весь в белом.
Весь в белом – в римской тоге - предстанет актер и режиссер Виктор Шамиров в роли Автора в спектакле «Бог» в Израиле с 15 по 18 марта.
Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03