Читайте также
Время и место
Дарование Торы является несомненной кульминацией еврейской истории, описываемой в следующих словах: "И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии и облако густое на горе, и звук шофара (рога) весьма сильный; и вздрогнул весь народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Богу из стана, и стали у подошвы горы. А гора Синай дымилась вся от того, что сошел на нее Господь в огне; и восходил дым от нее, как дым из печи, и тряслась вся гора чрезвычайно. И звук шофара становился сильнее и сильнее. Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моше к вершине горы, и взошел Моше. И сказал Господь Моше: сойди, предостереги народ, чтобы они не порывались к Господу, чтобы видеть, а то падут из него многие. И даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, а то разгромит их Господь. И сказал Моше Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: "огради гору и освяти ее". И сказал ему Господь: пойди, сойди, и взойдешь ты и Аарон с тобою; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, а то разгромит Он их. И сошел Моше к народу, и пересказал им" (Шмот 19:17-24).
При этом точная дата этого события в самой Торе не указана, так что в Талмуде о ней даже ведутся споры. Споры ведутся и о месте расположения горы Синай. В частности одним из кандидатов служит гора Карком в Негеве.
Эта относительная сокрытость времени и места дарования Торы является обратной стороной повсеместности и каждодневности ее дарования.
Как известно, получили Тору и вошли в Завет с Богом не только непосредственно участвующие в тех событиях евреи, как сказано: "не с вами одними заключаю я союз сей и клятвенный договор сей, но и с теми, которые стоят ныне здесь с нами пред Господом, Богом нашим, и с теми, которых нет здесь с нами ныне" (Дварим 29:13-14).
Тому, что дарование Торы - это событие метаисторическое, к которому оказались подключены все поколения еврейского народа, что "там и тогда" постоянно превращается в "здесь и теперь", приводятся и другие подтверждения.
В недельной главе "Шмот" рассказывается о явлении Всевышнего на горе Хорев: "Моше же пас овец у Итро, тестя своего, жреца Мидьянского. Повел он раз овец за пустыню и пришел к горе Божией, Хореву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника. И увидел он, вот терновник горит огнем, но терновник не сгорает. И Моше сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего терновник не сгорает. И увидел Господь, что он подходит смотреть, и воззвал к нему Бог из среды терновника, и сказал: Моше! Моше! И он сказал: вот я. И сказал Он: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (3:2-8).
Как следует понимать слова: "место, на котором ты стоишь, есть земля святая"?
Ответ кажется достаточно очевидным. Ведь здесь, на этой самой горе совершится дарование Торы. Так, в том же обращении к Моше Всевышний говорит: "а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, служить будете Богу на этой горе" (3:12). Иными словами, в силу того, что вскоре на этом самом месте будет совершено служение и состоится встреча Бога со Своим народом, место это является святым.
Рамбам пишет: "Несмотря на то, что (Моше) находился далеко от куста, он был предупрежден, что в момент дарования Торы, когда на вершину сойдет Шхина, будет освящена вся гора".
Однако это не единственное объяснение. В комментарии Сончино сказано: "Любая точка на земле, где Всевышний проявляет Себя, является святой". А Хефец Хаим (1839-1933) и вовсе пояснил слова "место, на котором стоишь, свято оно" - в таком смысле, что всякое место, на котором человек "стоит", то есть "отстаивает" дело Создателя, как-то достойно поступает здесь и теперь, - свято.
Итак, в определенном смысле "тем, которых нет здесь с нами ныне" Тора даруется в любом месте нашей планеты.
Таким образом, через дела, через исполнение заповедей человек сообщается с местом дарования Торы.
А как он сообщается со временем ее дарования? По-видимому, через учебу.
В мидраше Танхума сказано: "В этот день пришли они в пустыню Синай" (Шмот 19). Не сказано "в тот день", а "в этот день", как будто они только сегодня пришли в пустыню Синай. Каждый день, когда ты занимаешься Торой, говори, будто именно сегодня получил ты ее с Синая, ибо сказано: "В день сей завещает Тебе Господь исполнить" (Двар 26 Танхума).
Итак, везде и повсюду у человека, занимающегося Торой, имеется возможность оказаться у горы Синай в момент получения Торы, связаться с этим временем и этим местом.
Но имеется и дополнительная возможность пережить это событие.
Всякая годовщина, воспроизводящая лунные фазы и солнечные периоды, является воспроизведением момента, давно канувшего в пучину веков. Всякое прохождение годового цикла, каждая годовщина возвращает нас в исходый момент, на этом строятся все праздники всех времен и народов. Шавуот не исключение. Шестого сивана в праздник Шавуот мы дополнительно сближаемся с временем дарования Торы.
Но можем ли мы дополнительно сблизиться с ним также и в пространстве?
Безусловно. Однако, все же не отправившись в опасное путешествие на Синайский полуостров.
Святость давно покинула Синай. Она покинула "это место" после дарования Торы и стала странствовать вместе с Мишканом, который после 39 лет скитаний в пустыне еще на протяжении столетий странствовал по Святой Земле: сразу после вхождения в Эрец Исраэль Мишкан был помещен в Гильгале; затем его перевезли в Шило, оттуда в город Нов, а из него в Гивон. Затем на горе Мория в Иерусалиме был отстроен Храм, где святость закрепилась навсегда. Как сказано о том в Тегилим: Что скачете вы [от зависти], горы высокие? Гора, на которой Всесильный пожелает обитать, там Бог и будет обитать вовеки. Колесниц Всесильного мириады, тысячи ангелов; в них Господь на Синае, в святилище. Ты взошел на высоту, захватил добычу, принял дары для человека, [чтобы] даже отступники могли обитать с Богом Всесильным. Благословен Господь. Каждый день возлагает (Тегил 68: 17-20).
"Избрал Господь Сион, возжелал его в обитель Себе. "Вот место покоя Моего вовеки, здесь обитать буду, потому что Я возжелал его" (132.13).
Итак, святость того места, на котором некогда стоял Моше, святость горы Хорева в наши дни - это святость Сиона, и более расширительно - святость всей Эрец Исраэль. Таким образом, тот, кто отмечает праздник Шавуот в Израиле, тот, кто поднимается в этот день в Иерусалим, и по возможности на Храмовую гору, - предельно приближен к исконному празднованию, приближен к моменту откровения Создателя на горе Синай.