Читайте также
Декларация не упоминает о границах, и по сей день Израиль остается единственной в мире страной, не имеющей официальных границ. Здесь Бен-Гурион обозначил путь, по которому Израиль движется до сегодняшнего дня.
Когда 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил Декларацию независимости Израиля (официально "Декларацию об образовании Государства Израиль"), я находился в кибуце Хульда.
Моя рота в израильской армии (еще не имевшей имени) получила приказ атаковать ночью арабскую деревню аль-Кубаб невдалеке от Рамле. Ожидался жестокий бой. Я проверял снаряжение и чистил свою (чешскую) винтовку, когда кто-то сказал, что Бен-Гурион выступает с речью, которую можно услышать по радио в столовой кибуца.
Меня это особенно не интересовало. Мы были убеждены, что тель-авивские политики могут болтать что угодно, но для нашего будущего это не имеет никакого значения. Выстоит наша страна или нет, будет решаться на поле боя. Регулярные армии соседних арабских стран были готовы вступить в войну с кровавыми сражениями, и от их результата будет зависеть наша жизнь. В самом буквальном смысле.
Была, однако, одна вещь, вызывавшая в нас любопытство. Как назовут новое государство? На этот счет ходили разные слухи, и нам хотелось знать.
Я направился в столовую – куда солдатам в обычные дни заходить не разрешалось – и, конечно, услышал неподражаемый высокий голос Бен-Гуриона, читавшего документ. Когда он дошел до слов: "настоящим мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль - Государства Израиль", я вышел.
Помню, что у выхода я встретил брата моей подруги, которому этой ночью предстояло атаковать другую деревню. Мы обменялись парой слов, и я никогда больше его не видел. Он погиб.
Все это пронеслось в моей голове, когда три дня назад, в канун "Дня независимости", меня пригласили принять участие в церемонии, проводившейся в том самом зале, где Бен-Гурион зачитал первоначальный текст. Я был одним из избранных, перед которыми прочтут этот текст вновь в 68-ю годовщину.
По этому случаю я в первый раз прочел весь текст Декларации от начала до конца, и он меня не впечатлил.
Первоначальный вариант был составлен несколькими чиновниками, затем переписан Моше Шаретом (который позднее стал министром иностранных дел). Шарет был яростным поборником иврита и, с языковой точки зрения, текст был безупречен. Но Бен-Гурион не был удовлетворен им и полностью его переписал. В нем видны характерные приметы для его стиля. У него хватило нахальства поставить свою подпись перед другими, приведенными в алфавитном порядке.
Составители Декларации, очевидно, были знакомы с "Американской декларацией независимости" и скопировали ее общий план. Она написана не в назидательном стиле исторического документа, а как послание, имеющее целью убедить народы мира в необходимости признать наше государство.
Вступительная часть – это повтор сионистских лозунгов. Она ставила целью изложить исторические факты. Факты в высшей степени сомнительные.
Например, начинается она словами: "В Эрец-Исраэль родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик".
Не совсем. Меня учили в школе, что Бог обещал Аврааму землю еще в Месопотамии. Десять Заповедей были даны нам лично Богом на горе Синай, которая находится в Египте. Самый важный из двух Талмудов был написан в Вавилоне. Верно, что ивритская Библия была составлена в этой стране, но большинство религиозных текстов иудаизма были написаны в "изгнании".
"Эта передаваемая из поколения в поколение историческая связь вдохновляла евреев снова и снова пытаться вновь обрести свою древнюю родину…" Чушь. Ничего подобного с ними не было. Например, когда евреев изгнали из католической Испании в 1492 году, огромное большинство из них направилось в страны мусульманского мира, и лишь горстка поселилась в Палестине.
Сионизм, движение за основание еврейского государства в Палестине, возникло лишь в конце 19-го века, когда антисемитизм стал мощной политической силой во всей Европе, и основатели сионизма предвидели грядущие беды.
В Декларации, разумеется, сделан упор на недавнюю историю: "29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль..."
Это грубое искажение. Резолюция ООН призывала к образованию ДВУХ государств: арабского и еврейского (и отдельной зоны Иерусалима). Неупоминание арабского государства меняет весь характер резолюции.
Разумеется, это было сделано сознательно. Бен-Гурион уже поддерживал негласные контакты с иорданским королем Абдуллой, который хотел присоединить Западный берег к своему трансиорданскому королевству, и был с этим согласен.
Бен-Гурион видел своей главной задачей не дать ни малейшего шанса образованию отдельной арабской нации. Аннексия Западного берега королем Абдуллой была молчаливо одобрена – еще даже до того, как первый иорданский солдат вступил в эту страну под предлогом спасения арабов от еврейского государства.
И вот пришел момент заняться сакраментальными словами: "Еврейское Государство".
Говоря о нашем будущем государстве до создания Израиля, почти все из нас употребляли слова "Ивритское Государство". Именно их мы выкрикивали на бесчисленных демонстрациях, их писали в газетах и употребляли в политических требованиях.
Это не было идеологическим решением. Действительно, существовала крошечная группа молодых писателей и художников, прозванная "Канаанитами", которая провозгласила рождение новой "Ивритской нации" и не желала иметь ничего общего с евреями в Диаспоре. Некоторые другие группы, включая и созданную мной, высказывали аналогичные идеи, но без абсурдных выводов.
В обычной речи люди тоже делали различие между "ивритским" (относящимся к стране: "ивритское сельское хозяйство", "ивритские вооруженные силы") и еврейским (еврейская религия, еврейские традиции" и т.п.)
Так почему же "Еврейское Государство"? Очень просто: с точки зрения британской администрации население Палестины состояло из евреев и арабов. В плане раздела ООН говорилось о еврейском и арабском государствах. При составлении "Декларации независимости" делалось все, чтобы подчеркнуть, что мы лишь исполняем решение ООН. Поэтому: "…настоящим мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль - Государства Израиль".
Эти невинные слова были процитированы миллионы раз, чтобы оправдать утверждение, что Израиль – это еврейское государство, в котором евреи обладают особыми правами и привилегиями. И сегодня это воспринимается без вопросов.
Однако обычно не обращают внимание на то, что в одном из параграфов: "Мы протягиваем руку мира и добрососедства всем соседним государствам…" предлагается – в ивритском оригинале – сотрудничество с "суверенным ивритским народом". Эти слова грубо искажены в официальном переводе: "с суверенным еврейским народом".
В ивритском оригинале подписавшие называют себя "представителями ивритского населения страны…", а в официальном переводе сказано: "представителями еврейского населения страны…"
Можно поблагодарить Бен-Гуриона за то, что Бог в этом документе вовсе не появляется. После ожесточенной борьбы с тогда еще небольшой фракцией религиозных сионистов, единственной религиозной аллюзией осталось упоминание о "Твердыне Израиля", одном из наименований Бога, но которое может пониматься по-разному.
Бросающимся в глаза упущением является очевидный факт отсутствия в Декларации всякого упоминания о границах нового государства.
В плане раздела ООН границы обозначены очень четко. В ходе войны 1948 года наша сторона захватила гораздо большую территорию. В конце войны была обозначена так называемая "Зеленая линия".
Декларация не упоминает о границах, и по сей день Израиль остается единственной в мире страной, не имеющей официальных границ.
Здесь, и почти во всех других вопросах, Бен-Гурион обозначил путь, по которому Израиль движется до сегодняшнего дня.