Читайте также
В период между 1967 и 1993 гг. несколько сотен палестинцев из Западного Берега и Газы получили право жить в Израиле, вступив в брак с израильскими арабами (составляющими примерно пятую часть населения Израиля) и получив израильское гражданство. Затем соглашения Осло обусловили малоизвестное положение о воссоединении семей, превратив этот ручеек в полноводную реку: 137 тысяч жителей Палестинской Автономии (ПА) переехали в Израиль с 1994 по 2002 гг., причем значительное число этих браков являются фиктивными или полигамными.
Израиль имеет основания опасаться этой неконтролируемой иммиграции по двум причинам. Во-первых, она угрожает безопасности. Юваль Дискин, глава службы безопасности ШАБАК, отметил, что в 2005 году из 225 израильских арабов, принимавших участие в терроре против Израиля, 25, то есть 11 процентов, въехали в Израиль на законном основании объединения семей. Они убили 19 израильтян и ранили 83. Самый печально известный из них, Шади Тубаси, в 2002 году совершил теракт-самоубийство, взорвав бомбу в ресторане "Маца" в Хайфе по поручению Хамаса, в результате которого погибли 15 человек.Во-вторых, это положение является скрытой формой палестинского "права на возвращение", подрывая еврейский характер Израиля. 137 тысяч – немалое количество – составляют около 2 процентов населения Израиля. Юваль Штайниц, в настоящее время министр финансов, в 2003 году видел, что ПА заинтересована в воссоединении семей в качестве "продуманной стратегии" для увеличения числа палестинцев в Израиле и подрыве еврейского характера государства. Ахмед Куреи, уполномоченный в переговорах с палестинской стороны, позже подтвердил эти опасения: "Если Израиль будет продолжать отвергать наши предложения относительно границ [палестинского государства], мы потребуем израильское гражданство."В ответ на эти угрозы парламент Израиля принял "Закон о гражданстве и въезде в Израиль" в июле 2003 года. Закон запрещает автоматическое получение израильского вида на жительство или гражданства членам семей палестинцев, при этом позволяя временные и ограниченные исключения, требующие подтверждения министра внутренних дел о том, что они "отождествляют себя с Израилем" или являются полезными иным образом. В условиях резкой критики тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон заявил в 2005 году, что "Государство Израиль имеет полное право сохранять и защищать свой еврейский характер, даже если это скажется на порядке получения гражданства".
Из 3000 заявлений на предоставление льготы были одобрены лишь 33, как утверждает Сосан Захер, адвокат, бросивший вызов этому закону. Что касается жестких требований к воссоединению семей, то здесь Израиль не одинок: в Дании, например, где подобные правила действуют в течение десяти лет, было отказано в гражданстве (среди прочих) мужу-израильтянину, а Нидерланды и Австрия следуют тому же примеру.На прошлой неделе Верховный Суд Израиля 6-ю голосами против 5 поддержал этот исторический закон, сделав его постоянным. Признав право вступать в брак, Суд отрицал, что это подразумевает право на жительство. Главный судья Ашер Дан Грунис отметил в мнении большинства: "Права человека – не рецепт для национального самоубийства."Использование палестинской арабской эмиграции против евреев восходит почти к 1882 г., то есть к началу массовой алии (иврит: "восхождение", иммиграция в Страну Израиля) европейских евреев. В 1939 году, например, Уинстон Черчилль заметил, как еврейская иммиграция в Палестину стимулирует арабскую: "Хоть они не подвержены преследованиям, тем не менее арабы стремятся на эту землю и их население там преумножилось."Таким образом, для получения выгоды от высокого стандарта жизни сионистов и их законопослушного общества, необязательно быть евреем. Джоан Петерс, изучавшая этот вопрос, считает, что между 1893 и 1948 годами еврейская и арабская иммиграция происходила "по крайней мере в равных пропорциях". Здесь нет ничего удивительного: другие современные европейцы, поселившиеся в малонаселенных регионах (таких как Австралия или Африка), также создали общества, привлекавшие коренные народы.
Палестинская "алия" не прекращалась со дня рождения Израиля. Какими бы антисионистами они ни были, экономические мигранты, политические диссиденты, гомосексуалисты, информаторы, да и просто обычные люди голосовали ногами, предпочитая единственное современное и либеральное государство на Ближнем Востоке аду Палестинской автономии или Хамаса. Заметим, как мало израильских арабов перехали на Западный Берег или в Газу для того, чтобы жить с супругом, хотя для этого не существует никаких юридических препятствий.Решение Верховного Суда имеет важные долгосрочные последствия. Как пишет Эли Хазан в Йисраэль Айом, "Суд постановил де-юре и де-факто, что государство Израиль является еврейским государством и таким образом многолетний спор решен". Закрытие "права на возвращение" через задние двери служит гарантом сионистской идентификации Израиля и его будущего.
Оригинал статьи на английском языке: Ending the Palestinian "Right of Return"
Перевод с английского И. Эйдельнант