Читайте также
Слухи о гибели Европы сильно преувеличены?
Европа на краю гибели! Не мигранты, так беженцы, с которыми на континент пришло немало активных исламистов, погубят ее… Прогнозы один мрачнее другого о скором незавидном положении Старого Света слышны в последнее время со всех сторон. Кто-то уже называет, в частности, Германию, принявшую больше всех выходцев с Ближнего Востока, Баварским султанатом. Кто-то не оставляет вообще ни одного шанса на привычную жизнь ни Германии, ни другим странам ЕС, полагая, что нынешнее экономическое их благополучие не более, чем "эффект бройлера", которого специально откармливают перед тем, как пустить на мясо.
Но есть и те, кто верит в укрепление и даже грядущее расширение Евросоюза. На чем основана такая вера?
- Я считаю, что никаких проблем с выживанием у ЕС не существует. Они надуманы, - считает давний поклонник европейской системы ценностей, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин - Европа сейчас в более безопасном положении, чем была в начале и в середине ХХ века, когда разразились сначала Первая мировая, а через двадцать лет после нее Вторая мировая войны. Мне много приходится ездить по европейским странам, интересуюсь их культурой. Ни разу во время этих путешествий я не встретился там с угрозой моей жизни и здоровья. Хотя некоторые проблемные зоны у Евросоюза, конечно, имеются.
"СП": - Возможно, вам просто повезло. Но вы же не станете отрицать серьезных проблем ЕС с "проснувшимися" исламистами из числа тех, кто родился и вырос в европейских странах и, казалось бы, должен был бы впитать местные традиции, а вместо этого объявил своей второй родине джихад…
- Сейчас говорят: брюссельские теракты "перевернули Европу", поставив ее на грань разрушения. А что, раньше ничего подобного нигде не было? Ни "красных бригад" в 1970-е годы? Ни взрывов в Англии, Испании, неоднократно - во Франции? Умолчу о России.
Если о чем и есть смысл серьезно обеспокоиться Брюсселю, так это о сильно разросшейся европейской бюрократии. Своеобразной касте, причем, наследственной. Это, с одной стороны, прекрасно образованные специалисты, с другой - имеющие свой интерес люди, использующие все преимущества Евросоюза.
А ведь идея такого союза, впервые появившаяся в 1950-х годах, была совсем иной. Изначально создавалось Европейское экономическое сообщество, исходившее из принципа: конкуренция лучше монополии. Разрешалась "торговля без границ". Свобода торговли постепенно стала дополняться свободой движения капиталов, рабочей силы. И дело шло хорошо, пока на все это в 1990 годы не села бюрократия. Она стала уже серьезной проблемой для собственных граждан. Стремится максимизировать свою выгоду - оклады, взятки.
"СП": - Говорят, взятки у тамошних чиновников меньше, чем у нас в России…
- Видимо, потому что оклады выше. И шире возможности при распределении европейских денег, выделяемых, например, на разные программы, зачастую надуманные. Эти ребята очень хорошо умеют отстаивать свои интересы. Есть целая теория на данный счет: маленькие сплоченные группы по интересам всегда побеждают народ в целом, который разобщен и не может осознать свои собственной выгоды. На примере ЕС мы видим, как бюрократия побеждает народы. Но тот вред, который наносит Евросоюзу брюссельская чиновничья олигархия, не ставит вопрос о его выживании. Рано или поздно там найдут, я уверен, как с ней справиться.
"СП": - А запредельное число мигрантов? Их своеобразное поведение - мало того, что не работают, кормятся за счет принимающей их страны, так еще хулиганят, требуют некоего особого к себе отношения.
- Мигранты не наводнили бы ЕС, если бы у его политиков не возник, как я его называю, "синдром бога". Пытаются за свой счет спасти тех, чья трагедия не имеет к ним отношения. Это благородное стремление, у тех же немцев оно продиктовано, в том числе, желанием искупить грехи фашизма. Но подобные намерения зачастую упираются в нехватку ресурсов, в организационные сложности. В ЕС уже явно запутались с беженцами, начинают ограничивать их поток.
"СП": - Поток, однако, снижаться не желает…
- Понятно почему. В современной Европе, с ее развитой экономикой, многие вопросы качества жизни решаются намного лучше, чем где бы то ни было. За исключением, разве что, евроокраин. И если повезет, можно прожить в ЕС всю жизнь, причем, не бедно, не работая при этом ни дня, на одни пособия. Вот арабы, турки, граждане из Восточной Европы и хлынули туда.
"СП": - Но когда люди сидят на пособиях, ничем не занимаясь, они постепенно начинают вести себя так, будто им все должны.
- Система пособий (англ. welfare) сделала ЕС исключительно привлекательным для мигрантов из всех стран. Когда такую систему социального обеспечения создавали, вряд ли предполагали, что в будущем она приведет к проблемам. Я считаю, это не вина, а беда Европы.
Дополняет тему политолог Травина Игорь Грецкий, доцент факультета международных отношений СПбГУ.
- Я согласен в том, что время для апокалиптических сценариев Европы еще не пришло, - уверен доцент Грецкий. - Хотя такие сценарии существуют. Впрочем, как и 100, и 200 лет назад. Тема на самом деле не новая.
"СП": - Но сто лет назад в Старом Свете не было такого количества мигрантов и беженцев.
- Мигранты, которых сегодня многие демонизируют, точно не варвары. В сущности, это те же студенты, только одни получают образование, а другие сменили место жительства ради работы.
Другое дело - беженцы из Африки и Ближнего Востока, лавинообразно хлынувшие на континент. Как на эту лавину реагировать, ответа в ЕС пока нет. Проблема серьезная. Особенно если учесть, что вместе с беженцами в европейские государства проникли и террористы. Но и они не ставят вопрос о выживаемости ЕС.
Кстати, что касается терактов, то Дмитрий Травин прав, говоря, что это явление не новое. Есть мировая статистика: на развитые страны их приходится менее 1%, остальные - на третий мир. Просто любой чих в Европе обращает на себя внимание больше, чем резня где-то на периферии.
Терроризм - это идеология, набор установок, и с ним можно бороться с помощью другого набора идей, то есть "мягкой силой". По сути, теракты показывают лишь бессилие тех, кто их исповедует. Они никогда не были привлекательным для значительной части населения мира. Ведь создать благополучное государство "на крови", еще никому не удавалось.
"СП": - Как же им удается привлекать к себе все новых и новых бойцов со всего мира?
- Люди откликаются на их агитацию под влиянием эмоций, которые тем сильнее действуют на человека, чем менее он образован и обеспечен. Иногда "накладывается" какой-нибудь личный мотив, например, несчастная любовь.
"СП": - Но зачем взрывать благополучную Европу, куда многие стремятся переехать жить?
- Благополучие, определенная сытость сыграли злую шутку с европейцами. В том смысле, что мигранты и особенно беженцы имеют возможность жить там, не работая, на социальные пособия, достаточные для того, чтобы прокормиться, нормально одеваться, жить не на улице. А это рождает иждивенческие настроения. Которые, в свою очередь, могут перерасти в неприятие к тем, кто тебя приютил, дал хлеба. Эффект варвара, попавшего в империю.
Выход для ЕС в данной ситуации - в исправлении допущенных ошибок. Среди которых - попытка построения единого валютного союза (зоны евро), позабыв о роли регуляторов центральных банков. Эту ошибку пытаются сейчас исправить. То же касается и вопросов безопасности, миграции. Требуются общие структуры по борьбе с терроризмом и охране границ. Решение напрашивается, как ни парадоксально, в еще большей интеграции.
"СП": - Что, на ваш взгляд, делать России в сложившейся геополитической ситуации?
- Самым правильным, считаю, была бы консолидация со странами ЕС. Ведь очевидно, что атаки террористов в Париже и Брюсселе бьют и по самой России. Даже в условиях нынешнего геополитического противостояния вполне можно было бы построить хотя бы маленький мостик между нами, создав еще одно пространство для сотрудничества. Однако в нашем обществе по отношению к Европе сегодня превалирует позиция "так вам и надо". Крах ЕС был бы желанным для иных российских политиков, которые, кажется, только и ждут чужих неудач, чтобы отвлечь внимание от своих.