Читайте также
Кровавые нападения в Бельгии, в ходе которых погибли более 30 человек, стали последним по счету эпизодом в войне, которую ведет джихадистская группировка, называющая себя "Исламским государством" (ИГ или ИГИЛ), против Европы.
Взрывы в Брюсселе ставят под сомнение триумф служб безопасности прошлой недели - арест Салаха Абдеслама, одного из лидеров ячейки, устроившей ноябрьские нападения в Париже.
Разведывательные службы европейских стран рассчитывают, что Абдеслам даст критически важные показания, которые прольют свет на состояние подпольной сети ИГ в Европе и на ее планы.
Власти также надеются, что он сможет опознать людей, осуществивших теракты в Брюсселе во вторник.
Именно показания захваченных членов ИГ помогли западным спецслужбам сформировать понимание об устройстве европейской сети этой группировки и, в особенности, роли ее бывшего командира Абделхамида Абауда.
Журналисты Би-би-си, готовившие выпуск программы "Панорама", видели записи допросов Абауда, проводившихся сотрудниками французской контрразведки - генеральной дирекции внутренней безопасности. Они содержат важную информацию о тактике, которую применял Абауд в обучении и снаряжении боевиков ИГ в Европе.
Подробные показания
Николас Моро был одним из таких боевиков. Его арестовали в 2015 году при попытке выехать из Нанта в Сирию, где он намеревался примкнуть к джихадистам.
Подобно многим рекрутам ИГ, он был мелким преступником, который обратился в ислам в тюрьме и разочаровался в европейских реалиях.
Он заявил следователям, что его возмущает несправедливость, царящая во французском обществе, и что он не видит для себя будущего в этой стране.
Затем он дал ценные показания о специальном отделе в рамках ИГ под названием "Амни" (по-арабски означает "безопасность"), которое отбирает в Сирии и Ираке специально обученных боевиков и направляет их в Европу для осуществления там террористических акций.
"Каждый из таких людей получает по 50 тысяч евро на организацию нападения", - заявил Моро.
Подразделение "Амни", насчитывающее порядка 1500 человек, осуществляет также функции внутренней контрразведки, вылавливая шпионов в рядах ИГ в Ираке и Сирии, сказал он в ходе допроса.
Что самое важное, он раскрыл "кунью" или боевую кличку человека, который возглавляет отдел "Амни", - Абу Омар.
На самом деле под именем Абу Омара скрывался Абделхамид Абауд, который командовал специально созданной сетью подпольных ячеек, осуществивших серию террористических нападений в Европе в 2015 году, кульминацией которых стали тщательно спланированные массовые убийства в Париже в ноябре.
Другой член ИГ Реда Хаме, схваченный во Франции в августе 2015 года, дал еще более подробные показания о Абауде, которые помогли спецслужбам понять, как действует возглавляемая им организация.
Как рассказал Реда Хаме, Абауд знал о том, что срок действия его французского паспорта вот-вот истечет, и собирался направить его в Европу до этого, чтобы подготовить нападение.
По словам Реды Хаме, Абауд - крайне решительный, жестокий и опасный человек.
"Политика Франции изменится"
Абауд очень торопился, чтобы успеть воспользоваться истекающим паспортом Реды. Он лично занимался с ним боевой подготовкой, уча его пользоваться огнестрельным оружием, а затем дал ему точные инструкции.
По словам Реды, никаких сложностей с вооружением и экипировкой во Франции он не встретил.
"Мне надо было только попросить то, что мне было нужно", - сказал он.
Абауд также велел ему тщательно испытать полученное оружие, заявив, что операция не должна сорваться только потому, что оружие оказалось негодным.
Но самой страшной инструкцией, данной Абаудом, стали его слова о том, какие объекты надо будет выбирать для нападений в Европе его подопечному.
"Он велел мне выбирать любые объекты, где собираются люди. Например, рок-концерт в европейской стране. Если мы дадим тебе оружие, спросил он, ты будешь готов стрелять в толпу?"
Абауд также объяснил своему рекруту, что после осуществления атаки лучше всего дождаться прибытия сил безопасности и умереть в бою с ними.
"По его словам, если погибнет много гражданских лиц, внешняя политика Франции изменится", - сказал Реда Хаме.
Следователи затем задали вопрос Хаме, известно ли ему что-нибудь о возможных нападениях во Франции или Европе. Он ответил, что конкретно ему ничего не известно.
"Все, что я могу сказать, это то, что такое нападение скоро произойдет. В Сирии его готовят множество людей. Они действительно намерены нанести удар во Франции или где-то еще в Европе".
О нападении на рок-концерт знали заранее
По его словам, учитывая мотивацию тех боевиков ИГ, с которыми он встречался, его не удивит, если такое нападение последует очень скоро.
Затем он напомнил следователям о том, чем оправдывают в ИГ теракты в Европе. "Они хотят любой ценой остановить налеты авиации коалиции", - сказал Реда.
Допрос Реда Хаме и упоминание им рок-концерта в качестве цели для нападения имели место всего за три месяца до расстрела зрителей, присутствовавших на концерте американской рок-группы Eagles of Death Metal в зале "Батаклан" в Париже, когда погибли 89 человек.
Какими бы грозными ни были эти предсказания Хаме, было нереалистично ожидать от французских властей, что в предстоящие месяцы они взяли бы под вооруженную охрану каждый концерт или общественное мероприятие в Париже.
Однако сейчас стало ясно, что спецслужбы были четко предупреждены о готовящемся нападении и его характере.
На основании ставших известными фактов мы понимаем теперь, что 2015-й стал годом отчаянного противостояния Абауда и западных спецслужб, которые пытались его обнаружить и обезвредить.
Ускользнул из сетей
С начала года спецслужбы уже не имели никаких сомнений в его решающей роли в организации нападений в Европе.
Перехваченные телефонные контакты свидетельствовали, что он был связан с ячейкой ИГ в бельгийском городе Вервье, которая пыталась совершить показательное убийство полицейских.
Эта группа была нейтрализована, когда бельгийская полиция при содействии антитеррористического отдела французской жандармерии взяла штурмом здание, в котором засели боевики. При этом были убиты двое членов группы Абауда, которые были с ним в Сирии.
Один из них, Халид Бен Ларби, прилетел из Сирии сначала в Лондон, а затем отправился в Бельгию скоростным поездом "Евростар". Нам стало известно, что он имел при себе паспорт, принадлежавший голландскому джихадисту.
Перехват телефонных разговоров, которые вели члены ячейки в Вервье, вывели спецслужбы на Афины, где скрывался Абауд.
Открывалась прекрасная возможность арестовать эту важную фигуру. Полученная нами информация свидетельствует, что ЦРУ планировало с помощью израильской разведки "Моссад" перехватить Абауда, но этот план провалился.
Абауд ускользнул из расставленных сетей, вернулся в Сирию и дал интервью журналу Dabiq, который издается ИГ, рассказав, как он обманул западные спецслужбы.
Переброска под видом беженцев
На протяжении всего минувшего лета продолжали поступать все новые сигналы об активности Абауда и возглавляемой им организации.
Согласно одному из источников, Абауд был назначен военным министром ИГ.
ЦРУ предупреждало, что соратники Абауда пытаются обзавестись европейскими удостоверениями личности и что он вступил в контакт с турецкими контрабандистами, пытаясь организовать переправку завербованных боевиков по видом сирийских беженцев в Европу.
Попутно выяснилось, что член парижской группы ИГ и один из членов ближайшего окружения Абауда Мохаммед Абрини побывал в Британии летом прошлого года.
Мы знаем теперь, что он приезжал в Бирмингем, а затем вернулся в Брюссель, где был допрошен полицией. Мохаммед Абрини все еще находится на свободе.
К лету 2015 года охота на Абауда приняла ожесточенный характер.
Между представителями различных западных спецслужб состоялся ряд встреч, в ходе которых обсуждались намерения этого человека и возглавляемой им группы. В частности, в октябре состоялась встреча представителей британских МИ5 и МИ6 с их европейскими коллегами, на которой обсуждались данные от том, что Абауд собирался направить 60 обученных боевиков в Европу.
Обсуждалась также возможность создания специализированной группы, которая занялась бы поисками Абауда.
Эти предложения должны были обсуждаться на итоговой встрече в Париже, которая была назначена на роковой день 13 ноября.
Эта встреча была отложена, но даже если бы она состоялась, было бы уже поздно. Абауд одержал верх в противостоянии с западными спецслужбами.
Новые атаки неминуемы
В тот день 130 человек стали жертвами террористов в Париже, более 700 человек получили ранения. Через пять дней после этих нападений Абауд погиб при штурме здания в Сен-Дени, где он укрывался. Боевик, который был с ним, подорвал его и себя с помощью "пояса шахида".
Недавние нападения в Брюсселе свидетельствуют, что сеть, созданная в Европе Абаудом и его соратниками, продолжает действовать, и никто не знает, где и когда будет нанесен очередной удар.
Это кошмарная ситуация, которая не дает спать спокойно сотрудникам европейских спецслужб.
Они имеют дело с безжалостным и умным врагом, и никогда не смогут гарантировать нам полной безопасности.
Как сказал бывший глава бельгийского национального агентства разведки Ален Винанс: "Я опасаюсь, что нам на Западе придется сжиться в ближайшие годы с этой угрозой терроризма".
Питер Тейлор, Джон О'Кейн и Сери Исфрин