Читайте также
Один из ветеранов израильской армии сказал мне: "Дожили! Сегодня для того, чтобы требовать презумпции невиновности для правозащитной организации - требуется недюжинная гражданская смелость. Требующий соблюдения законов - рискует прослыть ультралевым экстремистом".
Вот Ципи Ливни отказалась от преждевременных выводов в отношении "левых шпионов" из "Шоврим штика". Просто заявила на мероприятии "Шабат Тарбут" в Гиват-Шмуэле, что не собирается вместе с прочими "плясать у костра" и выносить решения без суда, даже по отношению к организации, чью идеологию она не разделяет, а деятельность не поддерживает… И на фоне того, что многие ее товарищи по "Сионистскому лагерю" (а вовсе не только правые и правоцентристы вроде Лапида) активно включились в эти пламенные танцы у костра и охоту на ведьм, заявление Ливни - это новость и вызывающий поступок.
Хотя ни с точки зрения закона, ни с точки зрения здравого смысла - ничего такого вызывающего тут нет.
Мудрость толпы?
Любой историк социологии скажет вам, что предшественником и прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла (sensus communis). Здравый смысл изначально считался и синонимом общественного мнения. Но это вероятно так только при условии развитого общественного сознания и политической культуры. В ситуации обеспокоенной толпы общественное мнение склоняется к агрессии даже во вред самой этой толпе. А всякий, кто просто не готов кричать вместе с толпой "Ату" или "С нами Бог" - выглядит шпионом, врагом народа, представителем пятой колоны.
Парадокс Израиля: в политике нашей страны, а более всего в внутреннем русскоязычном дискурсе, конформизм требует радикальных высказываний. Вроде бы, почти во всем остальном мире, экстремистские высказывания являются видом нонконформизма. У нас же именно конформность требует отказа от умеренной позиции.
"Я думал, что для того, чтобы преуспеть в нашей правящей партии, нужно быть умным, деятельным, дельным. А оказалось, что нужно быть только более и более правым. И законы нужно предлагать не такие, которые нужны и будут работать, а те, что станут декларацией о собственной правизне национально-религиозного ревнителя. Нужно просто казаться бешено правым" - как сказал мне один человек, пробовавший силы в израильской политике, но давным-давно разочаровавшийся и ушедший в бизнес.
Министр Бульшит
Некоторое время назад журналист и писатель, депутат Кнессета 18 созыва Даниэль Бен-Симон написал в газете "Гаарец" о министре культуры Мири Регев, которая давно превратилась в некий символ. Об этом министре, которая гордится тем, что она не читала Чехова, давно складываются анекдоты, которые похожи на советские времен министерства Фурцевой (например, о том, что надо бояться не министра культуры, а культуры министра).
По идее, выступление Мири Регев на "Конференции Гаарец" было таким же провокаторским, как и поведение артиста Ариэля Бронза, устроившего на том же мероприятии провокацию с засовыванием израильского флага в задний проход. Явившись на междусобойчик интеллектуалов и деятелей культуры Мири Регев начала свое выступление как приличная отличница, хорошо подготовившаяся к ответу у доски: "Мне говорили, что если хочешь выглядеть культурным человеком, надо начинать выступление с цитаты. Как сказал известный китайский философ…". А потом сразу перешла на базарный крик, произнеся в качестве цитаты из китайского философа: "Cut the bullshit!" ("Хватит молоть чушь!"). Мири Регев тоже прибегла к эпатажу, резко обманув ожидания публики.
В чем ее отличие от Бронза? В том, что ее хамство приносит электоральный капитал. В этом секрет Мири Регев. Она так делает карьеру.
Даниэль Бен-Симон пишет, что в начале своей политической карьеры министр культуры Мири Регев вовсе не была крикливой и агрессивной. Бывшая пресс-секретарь Армии Обороны Израиля была по прежней своей работе хорошо знакома с нормами, с приличными манерами, отличалась вежливостью, умеренностью и пр. Но вынуждена была поменять свой имидж, стать крикливой и радикальной, чтобы выжить и добиться политического продвижения в партии "Ликуд".
Бен-Симон вспоминает, что был шапочно знаком с Регев и до ее появления в Кнессете, но став (как и она) депутатом в 2009 в году, много с ней общался и наблюдал, как она постепенно радикалируется, понимая, что только так можно сделать карьеру в "Ликуде". В этой партии конформизм требует радикальной риторики, экстремистских высказываний и базарного поведения. Как только Регев стала соответствовать этим критериям, ее карьера "взлетела" буквально на глазах.
Даниэль Бен-Симон - сам выходец из Марокко и автор "Марокканцев", считает, что пример Регев символичен, случившееся с ней характеризует ту трагедию, которая произошла с подавляющим большинством социально и политически активных "марокканцев". Представители еврейской общины, которая имела опыт совместной жизни и продуктивного взаимодействия с мусульманским окружением, приехав в Израиль и заинтересовавшись общественно-политической деятельностью, отбросили привезенную из дома культуру умеренности, религиозной терпимости, многовековую традицию гармоничного сосуществования с соседями. Они могли бы быть культурным мостом, могли бы быть посредниками-примирителями Израиля с арабским миром. Вместо этого они заняли самые крайне радикальные позиции на крайне-правом фланге.
Даниэль Бен-Симон винит Израиль в том, что израильская действительность потребовала от политически активных "марокканцев" занять непримиримые позиции. Им "пришлось" мутировать, чтобы выжить и преуспеть в израильской политике. В Израиле оказался вовсе не востребованным опыт культуры добрососедства. Для карьерного продвижения потребовалось лишь быть быдловато правым с лексиконом базарной тетки.
Убыло больше, чем прибыло
Ирина Жуковская с портала Исраэль.Инфо пишет: "Горькие размышления "марокканца" Бен-Симона во многом напоминают скорбь интеллигентных репатриантов из бывшего СССР, испытывающих непроходящую горечь и недоумение по поводу моральной и политической трансформации людей "своего круга" после переезда в Израиль. Образованным светским евреям в России и в других странах диаспоры меньше всего свойственны политический радикализм, от них не услышишь призывов к "ковровым бомбардировкам" и бессудным расстрелам - даже если речь идет о борьбе с самым кровавым террором. Но в Израиле миллионная светская "русская" алия парадоксальным образом усилила не либеральный "ашкеназский", а право-религиозный лагерь, многих ярких представителей которого сами русскоязычные израильтяне склонны считать "мракобесами". Некоторые русскоязычные авторы, как и Даниэль Бен-Симон, возлагают ответственность за "политическую деградацию" репатриантов из постсоветского мира на господствующую ашкеназскую элиту, не приложившую должных усилий к социальной интеграции "русских".
Наша "большая алия" действительно, прежде всего из-за интеллектуального конформизма, приняла большинство местных идеологических заморочек, немного их приумножив.
Если взять вопрос интеллектуального потенциала, прогрессивной роли в общественной жизни, качества человеческого материала, то из СССР убыло гораздо больше (образованного, читающего, ценного, умного, прогрессивного, ведущего вперед и пр.), чем прибыло в Израиль - что является наглядным опровержением законов сохранения массы и сохранения энергии. Ну как так может быть, что человеком, который был доктором наук и либеральным светочем в Ленинграде, в Израиле превращается не только в дворника, но и в гордого избирателя партии Эли Ишая и Марзеля?!
Стремясь быть более радикальными, чтобы быть более своими, русскоязычные израильтяне оказывают дурную услугу и себе, и стране. Но настоящая трагедия состоит в том, что если в середине 90-х кто-то надеялся, что придет время и русскоязычные граждане страны успокоятся, укоренятся, интегрируются и станут более умеренными, "как все", то сейчас, 20 лет спустя, можно констатировать печальный факт - произошло обратное и "все" стали как "русские".