Израиль взбудоражен скандальным политическим назначением: глава партии ШАС Арье Дери, который в свое время отсидел срок, получает портфель министра внутренних дел. А ведь посадили его именно за то, что он взял взятку, будучи на этой должности. "Вор вернулся на место преступления", - пишет один журналист. "Нынешнее правительство деградирует", - выносит вердикт другой комментатор.
Проблема тут не в нынешнем правительстве. Кому бы ни поручили формировать кабинет, без бывшего зэка Дери в правительстве ему не обойтись. Эксперты, формируя до выборов для Ицхака Герцога будущее правительство, всякий раз включали в него ортодоксальные партии. Без них коалиция не складывалась. ШАС не вошла бы в правительство, если бы Герцог не дал Дери портфеля. И ашкеназские ортодоксы не пошли бы в правительство без ШАСа - из цеховой солидарности, а также понимая, что в одиночку не смогут настаивать на своих - общих с ШАС - требованиях.
Дело здесь не в беспринципности правительства или премьера. Истинная проблема в другом. Не Нетаниягу тащит Арье Дери во власть. Это электорат ШАС выбрал его депутатом с опцией стать министром.
Можно задаться вопросом: Почему избиратели ШАС отдают голоса осужденному вору?
Но и эта постановка вопроса будет некорректной.
Просто для этих избирателей Дери - не вор. Не потому, что считают легитимным брать взятки. А потому, что не верят, что Дери брал взятки, не верят, что он был вором. Они просто не считают израильский светский суд объективным, непредвзятым. Не верят Верховному суду.
Вот тут и кроется корень проблемы: почему у немалой части населения (7 мандатов, а не поссорься Дери с Ишаем, было бы все 10) нет доверия к судам? И уже давно. Лет двадцать назад я опубликовал в "Вестях" статью на эту тему с заголовком "Очередные незадачи светской власти". Там я обратил внимание читателей на то, что светские суды раз за разом решают споры не в пользу религиозных. Я попытался найти объяснение такому поведению судей. Одна из причин, на мой взгляд - ревность. Светские судьи ревниво относятся к своим коллегам - членам раввинатского суда. "Почему это большАя часть населения не полагается на наш суд, а предпочитает идти к этим малообразованным раввинам?". И на их вердикты огромное влияние оказывает именно эта ревность. В результате светский суд сам же подрывает к себе доверие у этого слоя населения.
Если бы министра Арье Дери судил суд присяжных, то еще неизвестно, признал бы он его виновным. А если бы признал - то и люди бы поверили. А сейчас шасовцы не поверили в то, что Дери отсидел, потому что украл. Они в массе своей считают, что он жертва преследования ортодоксов враждебной к ним светской судебной системой. На это накладываются еще и давние претензии восточной общины к ашкеназской судебной элите.
Это - проблема.
Об этом и нужно говорить.
И чем больше будем отворачиваться, бросать из сиюминутных партийных интересов обвинения не по тому адресу, тем глубже загоним проблему, тем шире будет раскол. И учитывая демографию, мы скоро получим премьер-министра, знакомого с тюремным режимом не понаслышке.
***
О такте на политических похоронах
Отталкиваясь от слова "коррупция", плавно перейду ко второй злободневной теме.
7 января 2016 года во Франции умерла красавица-принцесса Ашраф Пехлеви, сестра-близнец иранского шаха в изгнании Мохаммеда Реза Пехлеви. Израильский государственный радиоканал Решет Бет сообщил об этом в новостях (скорее всего - процитировал иностранное сообщение). В конце прозвучало: "принцесса Ашраф считалась коррумпированным человеком".
В 1934 году 15-летняя Ашраф и ее сестра Шамс первыми из женщин Ирана отказались от паранджи. Об этом в сообщении не вспомнили. В начале 1950-х она подтолкнула брата-шаха захватить в Иране всю власть в свои руки и взять курс на сближение с Западом, вопреки желанию тамошнего воинственного клира. За ней числится еще много добрых дел. Авторы информации о ее смерти выбрали именно эту итоговую оценку: "считалась коррумпированной".
Есть древнее правило: De mortuis aut bene, aut nihil (или De mortuis nil nisi beneо) - о мертвых ничего, кроме хорошего. Можно следовать этому принципу и хотя бы месячишко-другой воздерживаться от упоминания не украшающих скончавшегося фактов. А можно назвать это правило устаревшим и в день смерти сообщать негативное о покойном. Но главное - должен быть единый подход. Иначе это превращается в инструмент сведения счетов. Меня не устраивает, когда умерших делят на два сорта.
Поскольку тон задают СМИ, водораздел проходит четко по взглядам и позициям умершего. Если покойный социально близок этим мировым свободным (от народа, но не от догм) СМИ, которые давно уже обосновались в ультралевой нише, то ничего плохого об усопшем не упоминают. Даже приглашают к микрофонам политических противников своего сыгравшего в ящик протеже, и те из политеса рассыпаются в похвалах. "Да, мы идейно по разную сторону баррикад, но покойный был очень эрудированным ("чадолюбивым", "талантливым оратором", "гостеприимным" - смотря что можно "продать", не вызвал всеобщего возмущения ложью). "Заслуживает уважения его настойчивость (эвфемизм слова "упертость") в продвижении своих идей".
Этот цирк мы наблюдали недавно, когда умер одиозный израильский политик Йоси Сарид, который, по мнению многих людей, нанес огромный вред делу заключения мира между евреями и палестинцами. Казалось бы, когда подводим итог жизни публичной личности, важно дать оценку со всех сторон - но никто не посмел сказать что-то некомплиментарное в его адрес. Да СМИ и не предоставили бы таким критикам трибуны.
Мировые ультралевые СМИ, немало способствовавшие свержению прозападного шаха и воцарению в Иране аятолл, конечно числят сестру шаха среди своих врагов. Поэтому лягнуть еще не остывший труп врага - святое дело. Постарался не отстать от зарубежных СМИ и наш государственный радиоканал. Тот самый, который за день до этого ханжески возводя очи горе, сокрушался по поводу бестактного, якобы, поведения Биньямина Нетаниягу на похоронах Ицхака Рабина: бывший посол в Израиле Мартин Индик заявил в своей Америке, что на этих похоронах Нетаниягу сидел рядом с ним и в разгар надгробных речей наклонился к нему и сказал, что если бы Рабина не убили, то он, Нетаниягу, на выборах легко победил бы его, и Рабин вошел бы в историю не как крупный государственный деятель, а средней руки политик. Полдня Решет Бет на все лады склоняла нынешнего премьера за это некрасивое поведение, и только вечером стало известно, что Индик все выдумал: на похоронах Рабина его рядом с Нетаниягу не было (сохранились видеокадры в архивах гостелерадио).
Когда террористы в 2001 году убили министра Рехавама Зеэви (Ганди), израильские СМИ, не связывая себя политкорректностью, не считаясь с обстоятельствами его гибели, не вспоминая о такте, называли его чуть ли не ксенофобом, упоминали какие-то якобы связанные с ним скандалы и нарушения закона. И все это - до того, как прах был предан земле.
В ближайшее время мы (такова воля небес) проводим в последний путь еще несколько известных людей. Будет очень интересно наблюдать за поведением СМИ. Можно с уверенностью предсказать, что о любимчике СМИ скажут и напишут только хорошее. Любого, кто посмеет напомнить о его неблаговидных делах, обвинят в бестактности. А когда умрет человек другого лагеря, выльют на него все помои, вспомнят любые инсинуации, скрываясь за ловкими оборотами: "покойный считался…", "были публикации, что он…".
Еще раз: я готов принять любые правила игры. Либо говорить правду, либо проявить такт и воздержаться от упоминания неприглядных фактов. Но это должно быть правилом во всех случаях. Иначе у нас не средства массовой информации, а массовая промывка мозгов, одна сплошная предвыборная кампания в пользу партий и идей, лелеемых СМИ.
***
Китайско-российские шпицрутены для псевдосионистов
В эти дни отмечают день рождения замечательного русского поэта Ярослава Смелякова (о том, что он недолюбливал, мягко говоря, евреев, мы сейчас не будем).
Есть у Смелякова стихотворение, которое я прочел в юности, и которое оказало огромное влияние на мое становление. Поэт назвал его "Камерная полемика". Приведу его полностью.
Одна младая поэтесса, живя в достатке и красе, недавно одарила прессу полустишком-полуэссе.
Она отчасти по привычке и так как критика велит через окно из электрички глядела на наружный быт.
И углядела у обочин (мелькают стекла и рябят), что женщины путей рабочих вдоль рельсов утром хлеб едят.
И перед ними - случай редкий,- всем представленьям вопреки, не ресторанные салфетки, а из холстины узелки.
Они одеты небогато, но все ж смеются и смешат, И в глине острые лопаты средь ихних завтраков торчат.
И поэтесса та недаром чутьем каким-то городским среди случайных гонораров вдруг позавидовала им.
Ей отчего-то захотелось из жизни чуть не взаперти, вдруг проявив большую смелость, на ближней станции сойти
и кушать мирно и безвестно - почетна маленькая роль!- не шашлыки, а хлеб тот честный и крупно молотую соль.
...А я бочком и виновато и спотыкаясь на ходу сквозь эти женские лопаты, как сквозь шпицрутены, иду.
Вспомнил я это стихотворение, наткнувшись недавно на стройке в Кфар-Саве на рабочую из Китая, которую вы видите на снимке.
Я разглядел ее вблизи, она улыбчивая, довольно хрупкая, не производит впечатления "мужиковатой". По всей видимости, приехала в Израиль на заработки со своим мужем-плиточником, помогает ему во всем: подает раствор, подносит плитки, сбивает топориком лишний бетон. Счастливая семья.
Через день я увидел другую молодую женщину на стройке в Тель-Авиве. Эта уже была из "Русии" В обоих случаях я испытывал жгучий стыд. В статье, опубликованной здесь, я призывал не привозить в Израиль гастарбайтеров, а погнать на стройки здоровых израильтян, сидящих на пособиях по безработице. Читатели самодовольно, встав в позу знатоков, писали в камментах: "Евреи не будут работать на стройке, это не для них…"
А почему? Эти молодые женщины могут, а здоровые еврейские лбы - нет?
Читайте также
Я снимаю шляпу перед очаровательной китаянкой и не менее очаровательной россиянкой, и повторяю: стыд нам и позор.
Не хотите, евреи, строить дома? Платите дорого. Нечего искать дешевую рабочую силу. Европа уже доискалась.
И на "десерт" - художественная часть после скучной политики.
***
Нетаниягу осваивает новый русский жаргон
Во всяком случае - если верить переводчику одного из ведущих израильских русскоязычных сайтов. Недавно на заседании парламентской фракции Ликуда израильский премьер, якобы, сказал про оппозицию: "Они настроены на болтовню. Это ровно то, что они делают".
С неизбывным интересом наблюдая из своего прекрасного далека за развитием русского языка в метрополии, я обратил внимание на то, что жаргон российской интеллигенции в последнее время обогатился рядом новых для меня выражений.
"на минутку" ("Они потратили на банкет на минутку два миллиона евро");
"ровно" (в значении "только", "точно", "всего на всего");
"ни разу" (в смысле "ни в коем случае, никогда").
Дмитрий Быков: "Просьба к этим людям у меня ровно одна…"
Еще какой-то "либерал": "Путин ни разу не демократ".
Слышал подобное же необычное для меня использование упомянутых выражений из уст Леонида Радзиховского, Антона Носика.
Причем, говорят на этом новоязе не только представители "пятой колонны", но и "государственники": "Вооруженные силы есть ровно у трех стран - США, Великобритания, Франция" (сказал гл. редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин в программе "Особое мнение", 9 октября 2015, 19-35.
Видимо, и израильского премьера они заразили.
Во избежание недоразумений: эта заметка ни разу не о политических процессах в России или Израиле, никого я не критикую. Она ровно о новых явлениях в великом и могучем русском языке.
yuramedia@gmail.com