Читайте также
Еврейский выбор
В недельной главе "Ницавим" Всевышний ставит избранный Им народ перед радикальным выбором: "Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло, Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его и законы Его, дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты входишь, чтоб овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и собьешься с пути, и поклоняться будешь Богам иным, и будешь служить им, То я возвещаю вам сегодня, что наверное погибнете и не долго пробудете на земле, ради которой переходишь ты Ярдэн, чтобы войти туда владеть ею. В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, Чтобы любить Господа, Бога твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему; ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать (тебе) на земле, которую клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им." (29:15-20)
Итак, "соблюдение заповедей Его и уставов Его и законов Его" сообщает человеку жизнь, но при одном важном условии - заповеди совершаются во имя Его. Как точно сформулировал это рав Шимшон Гирш "Даже если бы мы смогли постичь самый глубокий смысл каждой заповеди, или Сам Всевышний раскрыл бы нам его, - мы и тогда были бы обязаны исполнять их не из-за того или иного смысла, а потому, что нам заповедал их Всесильный".
Именно поэтому достаточно нарушения лишь одного этого запрета ("поклоняться Богам иным"), чтобы перечеркнуть исполнение всех остальных заповедей, именно поэтому, если "поклоняться будешь богам иным, и будешь служить им, То я возвещаю вам сегодня, что наверное погибнете".
Итак, выбор между жизнью и смертью - это выбор между Богом Израиля и всеми остальными богами, которым поклоняются жители земли.
Закон этот по большому счету относится также и к ним, относится ко всем людям, то есть один из семи законов данных сынам Ноаха является запретом идолослужения. И в то же время, по крайней мере, задним числом ("бедиават") спрос с инородцев поклоняюшихся иным богам совершенно другой, чем с евреев.
Так, Радак объясняя историю пророка Ионы пишет: "Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Так было в поколении потопа, и в отношении жителей Содома, ибо наполнилась земля насилием. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля".
Таким образом, в тех языческих культах, которые не сопровождаются ритуальными оргиями и человеческими жертвоприношениями иудаизм готов усматривать определенную легитимность. "Идолослужители за пределами земли (Израиля) не совершают "чужого служения", ибо для них это - обычай предков", - говорится в Талмуде (Хуллин 13б).
А в "Зоаре" (по поводу слов "Кто как Ты, между богами, Господи? Кто как Ты, славен святостью?" Шмот (15:11)) сказано: "не существует идолослужения, в котором бы не присутствовало искр святости".
Допустимость сынам Ноаха служить иным богам можно усмотреть также и в следующих словах из нашей недельной главы: "И скажут все народы: "за что сделал Господь так с этой землею? за что пыл этого великого гнева?". И скажут: "за то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, который Он заключил с ними, когда Он вывел их из земли Египетской. И пошли, и служили богам иным и поклонялись им - богам, которых они не знали и которых Он им не уделял" (29:23-25)
Использование слова "уделял" ("халак") указывает на легитимность совершения идолослужения инородцами. Ведь если не уделял им - сынам Израиля, то значит уделял другим народам. Перед выбором между жизнью и смертью Бог поставил евреев, но не народы. Чтобы те не выбрали в религиозном плане, они не лишаются жизни, если сохранили моральные устои.
Смертельный тандем
Но как такое возможно? Ведь мы только что прочитали, что выбор между Богом Израиля и иными богами равносилен радикальному выбору между жизнью и смертью. Как можно совместить эти миры? Но как их можно развести?
Все дело в том, что жизнь неотделима от смерти, что смерть вмонтирована в жизни, как ее тень, что жизнь и смерть представляют собой тандем. В самом деле, возникновение любой органической формы любого уровня является одновременно так же и разрушением какой-то иной формы. В этом сопряжении разложения и синтеза заключается основной смысл биологического понятия "обмен веществ".
Если жизнь и противоположна смерти, то только в том отношении, что внутри единого процесса она то движение диалектичского поршня, который обновляет и порождает, а смерть та, который разрушает предыдущую.
Причем люди обнаружили это задолго до того как был открыт цикл Кребса и прочие биохимические процессы, до того как выяснилось, что в живом организме происходит постоянная смена вещества, как на молекулярном так и на клеточном уровне.
Так Шеллинг, живший за десятилетия до рождения биохимии, утверждал, что "в каждом одушевленном теле должна поддерживаться постоянная смена материи"
Еще в глубокой древности Анаксимандр говорил: "Откуда пришло к отдельным существам их рождение, оттуда, по необходимости, приходит к ним и гибель"
Предельно четко и ясно формулирует это положение Тиллих в своей замечательной книге "Мужество быть": "Бытие "объемлет" и себя и небытие. Бытие имеет небытие "внутри себя", как нечто такое, что вечно присутствует и вечно преодолевается в процессе Божественной жизни"
Итак, для того чтобы жизнь, представляющая собой сочетание жизни и смерти могла продолжаться, помимо самой жизни в этом процессе на совершенно "легитимной" основе должна присутствовать также и смерть.
Назвав Своим уделом ("нахала") Израиль, Всевышний одновременно уделил ("нахал") другим народам служение "звездам и созвездиям", как сказано: "А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце и луну и звезды, все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им, которыми наделил ("нахал") Господь, Бог твой, все народы под небом. А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта, дабы вы были народом Его удела ("ам нахала")" (Дварим 4:19-20)
Таким образом, можно сказать, что единственная "истинная религия" составляет со всем многообразием "ложных религий" единое духовное целое, в котором на Израиль наложен категорический, я бы даже сказал героический ригоризм. Израиль, единственный в этом мире источник, представляющий квинтэссенцию жизни, побиваемый со всех сторон народами, также и им сообщает жизнь. Если остальные народы могут находить в своих религиях утешение и путь к Единому Богу, то только за счет того, что на земле обитает нечислящийся среди них народ, строго "соблюдающий заповеди Его и уставы Его и законы Его", сохраняющий свою уникальную животворящую веру.