Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Колумб Америку открыл…

Hепроизводительная часть общества - это те, для кого ничегонеделание является свободным выбором. Высокий процент "паразитов" является одной из главных контекстуальных проблем израильской экономики.

18.08.2015
Источник:Iton TV
ShutterStock

Читайте также

Вы, наверное, подумали, что это статья про наши пошатнувшиеся отношения с Америкой. Отнюдь. Сегодня я решил поговорить о бюджете.

5 августа правительство утвердило проект государственного бюджета на 2015 - 2016 годы. Сейчас выясняется, что расходы правительства превышают разрешенный по закону уровень на 6 миллиардов шекелей, которые появились из-за повышение военного бюджета (4 миллиарда) и коалиционных соглашений. Таким образом, госбюджет превышает дозволенный уровень на 4,4%. И правительству с этим придется что-то делать. Скорее всего, они просто поменяют закон, ведь подгонка законов под коалиционные нужды (либо отмена) стали у нас нормальной практикой. В любом случае, Минфину придется с этим что-то делать.

У нас в стране с 1992 года действует закон о снижении бюджетного дефицита и ограничении бюджетных расходов, который вносит два фискальных ограничения. Первое устанавливает бюджетный потолок в процентах от ВВП (внутренний валовый продукт). Второе ограничивает процент роста размеров бюджета по сравнению с прошлым годом. Соблюдение этих правил и называется финансовой дисциплиной, ответственным подходом к составлению бюджета, является залогом экономической стабильности. Финансовая дисциплина позволяет израильской экономике преодолевать спады и кризисы.

Сегодняшняя ситуация в мире выглядит не очень оптимистично. Обаме еще полтора года до конца каденции, соответственно надежд на выход из глобального кризиса, как минимум, в этот период ни у кого нет. Прогнозы экономического роста израильской экономики сулят нам в лучшем случае застой, в худшем - экономический спад. Израильский экспорт падает уже несколько месяцев, по мнению экспертов Минфина главной причиной является снижение спроса на мировых рынках, то есть от нас это не зависит. В любом случае, это не самый подходящий момент увеличивать бюджетный дефицит. Не та ситуация, когда страна может брать в долг у своего будущего.

Я не специалист в военной области, поэтому не берусь судить, нужно нам добавлять 4 миллиарда министерству обороны или нет. Может быть, правительство готовит дорогостоящую атаку на иранские ядерные объекты, хотя верится с трудом. Момент давно упущен, окно возможностей захлопнулось. С одной стороны, ЦАХАЛ сам публикует свою военную доктрину, в которой сказано, что войн с армиями государств больше не будет, следовательно, вся деятельность ЦАХАЛа сводится к борьбе с партизанскими милициями вроде "Хизбаллы" или ХАМАСа, а также подпольными террористическими ячейками. Добавьте к этому выводы комиссии Локера, которые правительство намерено претворять в жизнь и которые сэкономят миллиарды на сокращении довольствий и гипертрофированных бюджетных пенсий для кадрового состава ЦАХАЛа. По идее, мы должны были бы увидеть здесь сокращения, а не увеличение на 4 миллиарда.

Теперь коалиционные соглашения. Конечно, каждой партии нужно сделать что-то для своего электората. Конечно, современную демократию невозможно отделить от популизма. Но если посмотреть глобально, то в нынешней, непростой ситуации, мы повышаем поддержку непроизводительной части нашего общества, которая и так у нас очень большая. Я ни в коем случае не имею в виду пенсионеров и инвалидов, которые только в силу возраста или здоровья не могут присоединиться к рынку труда. Нет никаких сомнений, что пенсионерам нужно увеличить пособия. Но не в виде подачки на 250 шекелей. Уровень пособия по старости и социальной надбавки должен быть привязан к минимальной зарплате. Либо к потребительской корзине, которую, надеюсь, когда-нибудь у нас все-таки посчитают. Не говоря уже о проблеме пенсий для репатриантов, решения которой в бюджете на 2015-2016 годы не предусматривается.

В экономике не бывает "государственных денег". Это деньги налогоплательщиков. Это деньги нас с вами, которые мы зарабатываем в поте лица, простите за штамп. И как только у государства образуется брешь в кармане, государство сразу лезет в карман к нам. Не задумываясь, как мы будем выживать. А наши доходы не растут. "А как же минимальная зарплата?" - спросите вы. Действительно, она немного выросла (и вовсе не благодаря правительству, правительство упиралось, как могло). Но те, кто получает минимальную зарплату не платят подоходный налог. Наоборот, им полагается возврат налогов (если они подадут соответствующую декларацию в "масахнасу"). А вот средняя зарплата у нас снизилась. Значит, средний класс продолжает слабеть. А обещания правительства о снижении дороговизны жизни, решении жилищной проблемы и т.д. и т.п. остаются обещаниями.

Так вот, непроизводительная часть общества - это те, для кого ничегонеделание является свободным выбором. Высокий процент "паразитов" является одной из главных контекстуальных проблем израильской экономики, это утверждение мы видим в каждом отчете по Израилю OECDи Международного валютного фонда. Коалиционные соглашения, в рамках которых ШАС и Яадут ха-Тора получили 3 миллиарда шекелей, направлены, как раз-таки, на обогащение непроизводительного сектора. От повышения пособий на детей выигрывают, прежде всего, харедим и арабы. Будет повышена социальная надбавка для учащихся иешив. Будут увеличены бюджеты на иешивы и религиозные заведения. Будет увеличен бюджет на "еврейскую культуру" в министерстве образования.

Причем, это не разовые три миллиарда. Они будут кочевать из года в год, из бюджета в бюджет. Оговорено, что эта сумма привязана к индексу инфляции (пускай) и… к росту населения (!). Поскольку уровень рождаемости у нас высокий (бе-эзрат ха-шем), то и расти три миллиарда будут уверенно. ШАС и Яадут ха-Тора даже не должны будут тратить силы на сохранение этих сумм, ведь в будущем у них появятся новые требования.

Но проблема не только в прямом увеличении субсидий, дотаций и пособий непроизводительному сектору в период экономического спада. Второй стороной коалиционных соглашений является исключение из условий предоставления государственных льгот такого критерия, как "кошер истакрут" (способность зарабатывать себе на жизнь), который при двух прошлых правительствах активно внедрялся партией НДИ. Ярким примером является отмена этого критерия при начислении скидки на дневные детские садики. Кстати, от харедим требовалось-то всего, чтобы отец семейства вышел на работу на четверть ставки. Но и это оказалось красной тряпкой для Яадут ха-Тора, которая сделала отмену критерия условием присоединения к коалиции. Стимулов для приобщения харедим и арабов к рынку труда практически не осталось. Значит, "паразитирующий" сектор будет продолжать расти по вине такого вот бюджета.

Итак, все льготы у нас в стране опять будут обусловлены размерами семьи. Чем больше детей, тем больше скидок, субсидий, дотаций, льгот из кармана налогоплательщика. Это абсолютно контрпродуктивно.

И это мы даже не вспомнили о кредитных рейтингах. Ведь когда бюджет принимается с годовым опозданием, рейтинговые компании не оставляют такое без внимания. А увеличение расходов на непроизводительные секторы приведет к, мягко говоря, очень некомплиментарным отчетам МВФ и OECD. За критику со стороны международных экономических структур нам тоже придется платить.

А как же газ? - спросите вы. Газ, который, как обещал нам буквально на днях глава правительства, принесет сто миллиардов шекелей нашей экономике в ближайшие годы. Сто миллиардов, которые пойдут на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Разве это не внушает оптимизма?

Я всегда относил себя к оптимистам. Но газовая тема меня давно настораживает. Дело в том, что сегодня мы снова вернулись к обсуждению этой темы только из-за головотяпства. Все обсуждения закончились несколько лет назад после публикации выводов комиссии Шешинского. Так вот, когда правительству требовалось мобилизовать поддержку, чтобы утвердить эти рекомендации, мы тоже слышали обещания об образовании и здравоохранении. Как только выводы были утверждены, тогдашний министр финансов Штайниц, который сегодня является министром энергетики, ответственным за газовую реформу, сообщил, что, оказывается, доходы государства от продажи газа пойдут… в стабилизационный фонд. А деньги из этого фонда будут инвестированы в… зарубежные компании. И я верю Штайницу, хотя сегодня, когда глобальному кризису не видно конца, инвестиции в экономику других стран очень рискованные. Это верный рецепт профукать все деньги. Поэтому надежда только одна - если Лапид и Либерман, без поддержки которых газовая реформа не пройдет в Кнессете, потребуют от правительства четких обязательств по поводу распределения прибыли. Только так можно заставить правительство подумать о тех, кто тянет налоговую лямку, и, может быть, даже позволить им чуть-чуть распустить пояса.

Итак, выполнив все коалиционные требования партий, наше правительство отправляется в опасное плавание. Как когда-то Христофор Колумб. Мы тоже хотим в Индию, но отплываем в другую сторону. По бурному морю глобального кризиса. Но Колумбу полтысячелетия назад крупно повезло: у него на пути оказалась Америка. Вряд ли такое чудо ожидает нашу экономику.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке