Читайте также
Финансовый кризис Норвегия пережила относительно легко. Гораздо труднее оказалось норвежцам жить при обвале цен на нефть. Самая богатая скандинавская страна стоит на пороге самого сильного за последние десятилетия кризиса, считает агентство деловой информации Bloomberg.
По данным Управления статистики Норвегии, в прошлом году поступления от нефти в бюджет королевства значительно превышали другие источники и составили немногим более 500 млрд. норвежских крон (60 млрд. долларов). Для сравнения, доходы от производства промышленных товаров, второго по размерам источника поступлений, составили в 2014 году примерно 337 млрд. крон, а от лесной промышленности, рыболовства и сельского хозяйства – ок. 40.
Не удивительно, что обвал цен на баррель нефти ниже 50 долларов стал для королевства сильным ударом, пишет Bloomberg. Цифры говорят сами за себя. Безработица, к примеру, составляла в 2010 году 3,7%, а в мае этого года была уже из-за падения цен на черное золото на уровне 4,3%. Последний раз она поднималась до такой высокой для Норвегии отметки 11 лет назад. Сейчас, после нового июльско-августовского падения она, наверняка, еще больше выросла.
Оптимисты считают, что падение цен на нефть поможет Норвегии быстрее избавиться от зависимости от нефтяной иглы. Известно, что нефтяной бум в королевстве постепенно начал сходить на нет еще до обвала цен. Однако события последнего года, конечно же, значительно ускорят этот процесс.
Инвестиции в нефтяную промышленность, доходившие в лучшие годы до 20% от общего объема инвестиций в экономику королевства, сейчас самые низкие с 2000 года. В консалтинговой компании Wood Mackenzie считают, что в этом году инвестиции в норвежскую нефтянку уменьшатся примерно на четверть до 136 млрд. норвежских крон.
Геологи продолжают находить новые месторождения, но добыча нефти все последние годы сокращалась. В прошлом году, к примеру, она была вдвое меньше, чем во время нефтяного бума рубеже веков.
В результате крупные нефтяные компании типа Statoil ASA начали резко сокращать расходы. Причем, переход к жесткой экономии начался в первые месяцы прошлого года, т.е. за полгода до падения цен.
Резкое сокращение поступлений от нефти в бюджет, очевидно, вынудит правительство взять деньги из Государственного нефтяного фонда, в котором скопилось за 25 лет нефтяного бума 875 млрд. долларов. Этот фонд считается неприкасаемым, а хранящиеся в нем деньги предназначаются для будущих поколений. Однако альтернатива этому историческому шагу только одна – резко ограничить расходы, в т.ч. и на социальные программы, но на это в Осло едва ли пойдут.
Заимствование денег из фонда уже вызвало бурную дискуссию в обществе. Раскрыть «нефтяные закрома» будет не так уж и просто. В парламенте, наверняка, возникнет серьезная оппозиция. Кроме этого, придется принимать новый закон, который бы разрешил превысить пределы допустимого заимствования.
В Норвегии понимают, что необходимо диверсифицировать норвежскую экономику и повышать конкурентоспособность других ее отраслей. Но здесь тоже хватает проблем. Конечно, недавнее падение кроны помогло бизнесменам, но зарплаты в обрабатывающих отраслях в Норвегии по-прежнему вдвое выше, чем в США, Японии или Великобритании. В то же самое время рост производительности труда почти остановился.
Кризиса в северном королевстве еще нет, но он уже на пороге. Нефтяной пузырь в Норвегии не единственный. Экономисты говорят о возможности возникновения пузыря и на рынке недвижимости, цены на котором росли последние два десятилетия.
С другой стороны, кроме огромного фонда, в королевстве здоровые финансы. Это, несомненно, поможет норвежцам с наименьшими потерями преодолеть кризис.