Читайте также
Неожиданные конкуренты
В недельной главе "Рее" вновь говорится об избранности народа Израиля: "Сыны вы Господу, Богу вашему… Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь быть Ему особым народом из всех народов, которые на земле". (14:1-3)
Идея Создателя мира (которому, вроде бы, и без того все в этом мире принадлежит) выбрать себе какой-то особый отдельный народ на первый взгляд обескураживает. Ведь Его сынами уже являются все люди, ведь все люди созданы по Его образу и подобию, как же можно, не впадая в противоречие, ставить какое-то отдельное племя "выше всех народов, которые Он сотворил, на хвалу и на славу, и на благолепие"? (Дварим 26:18-19)
В предыдущей статье я объяснил замысел Всевышнего избрать себе именно народ, а не орден, открытый для всех праведников, тем, что всецелое посвящение Богу предполагает посвящение так же и на уровне семьи. Чтобы явиться в этом мире, явиться предельно зримым образом, Всевышний пожелал связать свою судьбу с судьбой избранного Им народа. Как сказано в Мехилте де р.Ишмаэля: “Я Бог всех обитателей мира, и все же связал Мое имя только с Израилем”.
Между тем в Новое время у Израиля как будто бы появились конкуренты из числа христианских народов. Процесс этот был напрямую связан с формированием национальных государств и представлял собой модификацию церковной теологии замещения, согласно которой на смену Израилю "по-плоти" пришел Израиль "по-духу". Теперь же этот "духовный Израиль" стал вдруг понемногу наливаться народной кровью.
Как бы то ни было, в XVII - XVIII веках и даже позже богоизбранными себя стали чувствовать некоторые христианские народы, прежде всего народы, наделенные недюжинными имперскими амбициями.
Так в ХIХ веке Российская империя стала не только претендовать на свою преемственность с Византией (Москва - Третий Рим), но и почувствовала, что покровитель всех славян - русский народ является народом - богоносцем. Серафим Саровский (1754-1833) говорил: "Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих".
В не менее выраженной форме эта претензия на богоизбранность наблюдалась и у британцев. Оливер Кромвель считал именно английский народ - "народом Бога", Новым Израилем, сражающимся в битвах Господних. Этот подход отчасти запечатлен в романе Вальтера Скотта "Пуритане", по всему тексту которого рассыпаны реплики вроде следующих: "Бей их, истребляй врагов Господа и его избранного народа! Никого не щадить! Замок в наших руках!", или "О, я буду ратовать против вас еще и еще. Филистимляне вы и идумеи, леопарды вы и лисицы, ночные волки, что не гложут костей до утра, нечестивые псы, что умышляют на избранных".
Британский журналист Джереми Диксон Паксман в своей книге "Англия: Портрет народа" в следующих словах иронизирует по этому поводу: "Всем известно, что Бог - англичанин. Иначе разве Англия стала бы первой действительно мировой империей? .. Вера англичан в свою богоизбранность коренится и в невероятной легенде о том, что Иисус побывал в Англии еще в детстве и что Иосиф Аримафейский, выпросивший у Понтия Пилата тело Иисуса, привез в Англию часть тернового венца. В XIV веке набожные англичане говорили, что их страна - "Приданое Матери Божией". "Избранным и своеобразным народом Его" называл англичан елизаветинский придворный и остряк Джон Лили. К XVIII веку вера англичан в себя окрепла, и они, подобно Древнему Израилю, уверовали в свою избранность".
В более рафинированной философской форме вера в свою богоизбранность бродила в ХIХ веке также и в среде немцев.
Точки над "I"
Неубедительность и непоследовательность этих поверий, противоречащих в первую очередь доктрине Церкви, считающей себя интернациональной "расой чтущих Бога" (Евсевий Кесарийский), пожалуй, в еще большей мере скомпрометировала первозданную идею "избранного народа". Евреи - просто первый народ, который в такой наивной форме пережил национальное головокружение от успехов. Но пора, наконец, и честь знать!
Эта вульгаризация и компрометация идеи избранности требует некоторых разъяснений и уточнений, требует проставления всех точек над "I".
Совсем не трудно показать, что на открытом конкурсе "избранных народов" первое место, а вместе с ним также второе и третье - может получить лишь Израиль.
Начнем с того, что идея богоизбранности Израиля не была навеяна ему какими-то внешними источниками, а снизошла свыше, причем на первых порах встречая даже известное сопротивление. Так Авраам, который самостоятельно открыл Единого Бога, поначалу увидел свою задачу в просвещении именно всего человечества. Он проповедовал в Ур Касдиме, снискал много приверженцев и даже после призыва Всевышнего привел их с собой в Эрец Исраэль, о чем недвусмысленно сообщает Тора: "И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане" (Берешит 12:5). Далее указывается даже точное число этих прозелитов: "И услышал Аврам, что сродник его взят в плен, и вооружил воспитанников (ханихав) своих, домочадцев его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана" (Берешит 14:14). Между тем, ни о каких прозелитах в окружении Ицхака и Йакова Тора уже не упоминает.
Более того, в дальнейшем Авраам выслал из Обетованной земли даже своих родных детей, чтобы те не соперничали с Ицхаком, как сказано: "А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю Кэдэм" (25:6).
Кроме того, важно отметить, что Бог выбирал Израиль не из наличных народов, а специально создавал его на протяжении столетий, лепя его дух и его "национальную культуру" заведомо лишенной какой-либо "почвы".
Краеугольным камнем этой "культуры" явилось жертвоприношение Ицхака. Согласившись принести в жертву Богу своего единственного сына, Авраам приносил в жертву весь порожденный им в дальнейшем Израиль. Но тем самым еврейская кровь от первой до последней своей капли оказалась посвящена Создателю, по природе уже не принадлежала себе. Кто на конкурсе народов-богоносцев может предъявить похожее удостоверение избранности? А ведь дальше был исход из Египта, где опять же все первенцы Израиля оказались посвящены Богу: "Мой - всякий первенец у сынов Израиля, от человека до скота. В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе" (8:7), дальше было Синайское откровение, где шестьсот тысяч только одних мужчин слышали голос Всевышнего, заповедавшего им свои Десять Заповедей. Стоит ли здесь вообще вспоминать о нескольких ветвях терновника, сбереженных для туманного Альбиона Йосефом Аримофейским?