Читайте также
Не дают мне больше интересных книжек,
И моя гитара - без струны.
И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.
Мне нельзя на волю - не имею права, -
Можно лишь - от двери до стены.
Мне нельзя налево, мне нельзя направо -
Можно только неба кусок, можно только сны…
Владимир Высоцкий
Мировые правовые системы почти все впитали из иудаизма: штрафы и компенсации, свидетельские показания и очные ставки, трудовые повинности и смертную казнь, поруки и презумпцию невиновности. И еще очень много чего.
И только одна-единственная вещь, столь знакомая нам по жизни и кажущаяся столь очевидной и логичной, напрочь отсутствует в еврейском юридическом кодексе. Ее там нет и не может быть. Ее придумали другие народы, сделав в выкладки из Талмуда грубый копипаст. И это - тюрьма.
Как? - удивитесь вы - да разве ж не надо изолировать преступников и ограждать от них здоровую часть общества?
Вот об этом - кусок очередной недельной главы Торы.
Здесь говорится о так называемых городах-убежищах, куда могут сбежать от преследования кровомстителей случайные убийцы.
Иначе говоря, если человек ненароком лишил кого-то жизни (например, дерево рубил, размахнулся что есть силы, и некрепко закрепленное на древке топорище сорвалось и впилось в шею, затылок, грудную клетку и т.п. стоящего у соседнего дерева дровосека, случайного прохожего, любителя-биолога, собирающего редкие породы шишек и т.п. - со смертельным исходом), то судить его нельзя - он же ненарочно.
Судить нельзя, но… у близкого родственника дровосека, прохожего, биолога есть право отомстить.
Да, Тора дает ему такое право, понимая, что человеческие эмоции (любимого зарезали!!!), тем более в таком случае, трудно контролировать.
Но с другой стороны, Тора не хочет, чтобы каждый такой сторонник вендетты резал кого попало, а потому объявляет марафон с особыми условиями.
В Израиле были отведены специальные 6 городов, куда совершивший непредумышленное убийство должен был сразу же, не заходя домой за вещами, сорваться, и ему давалась фора, увеличивающая расстояние между ним и его преследователем.
Правда, обоим облегчало жизнь обилие указателей, понатыканных на всех еврейских дорогах: «В город-убежище туда!» и стрелочка. Но все же всегда невольный убийца попадал туда первым, а мститель за время пробега выпускал пар.
Вы спросите, а зачем вообще наказывать совершившего преступление ненамеренно? В чем он виноват?
Виноват - отвечает Каббала. Просто так ничего не происходит. Из святых рук топорище не вылетает. Значит, была в душе у этого дровосека какая-то гнильца, вот и проявилась воочию.
Поэтому и нужны города-убежища. Потому что в них живут (по закону) левиты - самые святые и ученые люди, которым предстоит в течение нескольких лет помогать невольному убийце и его семье (которая вольна переселиться вслед за ним) расти духовно. И при этом быть свободным, заниматься ремеслом, гулять на природе, растить детей…
А тюрьмы нет.
Ни для кого.
Потому что каждому дается особая программа для компенсации совершенного ущерба и самоисправления, за чем пристально следят специальные смотрители - НА ВОЛЕ.
И еще потому, что тюрьма, напротив, это путь к духовной смерти.
Потому что из тюрьмы не исправить то, что натворил.
И потому что в тюрьме, как правило, звереешь еще больше.
И потому что в тюрьме привыкаешь к тюрьме, и даже потом, выйдя на свободу, продолжаешь в ней сидеть.
Нет ничего ценнее свободы! И еврейское право предполагает, что больная душа лечится только свободой, увеличением ее порций. Другого способа - нет.
Возвращаясь к эпиграфу… Очень много раз слышала от ценителей творчества Высоцкого, и конкретно, его тюремной лирики, один и тот же возглас: «Ну, как написал! А ведь не сидел!»
На самом деле, сидел.
Я это знаю потому, что тоже сижу.
Я очень хорошо знаю, каково это - жить в тюрьме, за решеткой, выкованной из обстоятельств и дурных человеческих отношений. И я подумываю о городе-убежище, только никак не могу найти указатель.
А может, и не надо указателей и городов. Может, просто надо разломать все тюрьмы, как, опять же, у Высоцкого:
- Эй, шофер, вези - Бутырский хутор,
Где тюрьма, - да поскорее мчи!
- Ты, товарищ, опоздал, ты на два года перепутал -
Разбирают уж тюрьму на кирпичи.
- Очень жаль, а я сегодня спозаранку
По родным решил проехаться местам…
Ну да ладно, что ж, шофер, тогда вези меня в «Таганку», -
Погляжу, ведь я бывал и там.
- Разломали старую «Таганку» -
Подчистую, всю, ко всем чертям!
- Что ж, шофер, давай назад, крути-верти свою баранку, -
Так ни с чем поедем по домам.
Или нет, шофер, давай закурим,
Или лучше - выпьем поскорей!
Пьем за то, чтоб не осталось по России больше тюрем,
Чтоб не стало по России лагерей!