Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+19+12

Мнения

А
А

Индульгенция диаспоре

До недавнего времени еврейская диаспора отличалась от прочих тем, что у евреев не было своей страны, и это обстоятельство ставило их в особое положение.

kipa
Фото: mnenia.zahav.ru

Книга профессора тель-авивского университета Шломо Занда "Кто и как придумал еврейский народ" имела гораздо более шумный успех, чем последовавшее за ней сочинение того же автора "Кто и как придумал страну Израиля". Наверное, "друзья" евреев удовлетворились тем, что профессор истории Тель-Авивского университета объявил о придуманности еврейского народа и дальнейшие изыскания Шломо Занда стали для них уже мало интересны: понятно, что никакого еврейского государства не может быть у "придуманного" народа. 

Однако ж, следует ожидать что книга "Кто и как придумал страну Израиля" с течением времени выйдет из тени своей предшественницы, потому что если первая публикация касается истории евреев, вообще, то вторая-вполне конкретна и имеет прямое касательство к евреям, живущим в диаспоре.

Дело в том, что по поводу отношения двух реалий: Страна Израиля и еврейская диаспора мнения "авторитетов" расходятся - имеются две точки зрения. Первая такова: 

"Вне всякого сомнения, жить в Эрец-Исраэль с точки зрения Торы для еврея крайне важно: ведь на Святой земле он имеет возможность исполнять больше заповедей, чем в диаспоре. В мидраше "Сифрей" говорится о том, что заповедь жить в Эрец-Исраэль равноценна всем заповедям, вместе взятым. А наши мудрецы, благословенна их память, говорили, что тот, кто ступает всего четыре шага по Святой земле, "удостаивается доли в мире грядущем, который есть жизнь". И мы верим, что Машиах соберет весь наш народ именно там" (Рав Адин Штейнзальц). 

Излишне напоминать, что в Торе бытие евреев (сынов Израиля) тесно связано с Землей Обетованной то есть завещанной Всевышним избранному им народу, начиная с того, когда "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные".

Вторая точка зрения - та, что евреи не обязательно должны жить в Израиле. 

Но обратимся к конкретной житейской ситуации:

После утренней субботней молитвы в синагоге какого-то немецкого или польского, или итальянского городка к раввину подходит член общины и задает такой вопрос: "Скажите, ребе, правда ли, что согласно Торе, обязанность еврея - жить на Святой земле?" Рав конечно же знает, что это так, поэтому ответит: "Да, но…". 

Выясним, что стоит за этим "но". 

До недавнего времени еврейская диаспора отличалась от прочих тем, что у евреев не было своей страны, и это обстоятельство ставило их в особое положение. Имеется ввиду и та ущербность, какую испытывали и сами евреи, и то отношение к ним со стороны народов, с какими они проживали и в глазах которых евреи были даже не иностранцами, но, говоря современным языком, безродными космополитами. 

Тора называется "Книгой книг" еще и потому, что в ней праотцы предстают перед нами самыми что ни на есть обычными людьми с присущими обычным людям недостатками и житейскими сомнениями: Авраам обеспечивает свою безопасность, отдав жену в наложницы к фараону, Яаков обманом получает первородство вместо имеющего на это законное право Исава.

Поэтому любая религия(не имеется ввиду сектантство) всегда учитывает те обстоятельства, в которых может оказаться человек, и старается найти ему оправдание, даже если его поведение не отвечает ее (религии) постулатам, кроме, разумеется, постулата самое веры в конкретного Бога. В христианстве, например, такой подход выражен знаменитой фразой Иусуса:"Божье-Богу, кесарево-кесарю". 

Мнение и настроение масс определяют их лидеры: в нашем случае это руководители общин-раввины, учителя в хедерах и ешивах, наиболее авторитетные знатоки Торы, ее комментаторы-талмудисты, авторы галахических установлений. Но галахические  установления, хотя и основываются на священных книгах, не всегда соответствуют в них сказанному ,потому что имеют своей целью, как отмечалось выше, определять поведение евреев применительно к конкретным жизненным ситуациям и касаются всех без исключения сторон их жизни. Например, одно из таких относительно недавних галахических указаний-определение национальности еврея по матери-совершенно противоречит слову Торы, в которой касательно порядка родословия говорится, что Авраам родил Ицхака, Ихак родил Яакова и т.д. И такое кардинальное изменение смысла Торы вызвано было необходимостью сохранить нацию (но это отдельная тема). 

Уже для следующего поколения родившегося и выросшего не там, где родились и жили их родители, родина предков превращается в символ. Хорошо известно, что далеко не все из "вавилонских пленников", хотя никто им в этом не препятствовал, вернулись на Святую землю и продолжали еще много веков "плакать на реках вавилонских" об утраченном Иерусалиме. Да и на других ближних и дальних от "вавилонских" реках происходило то же самое. Но не будем лицемерить, осуждая потомков изгнанников за то,что они предпочли налаженный быт неизвестности, зная, что земля их предков находилась под властью иных народов и они-евреи- не имели бы в ней более прав, чем в той же Испании или Германии.

Поэтому духовные вожди евреев диаспоры находили объяснения и оправдания тому, почему евреи не обязаны оставлять насиженные места "ради Иерусалима":

"Наряду с этим нельзя однозначно утверждать, что жить в Эрец-Исраэль является религиозной обязанностью еврея. Сегодня, когда нет Храма, мы не имеем возможности исполнять большую часть заповедей, обусловленных пребыванием евреев на Святой земле. Более того - известно, например, что даже во времена Второго Храма не все евреи жили там, хотя и имели такую возможность. Часть народа жила в Египте, часть - в Междуречье. Среди наших мудрецов нет единого мнения по поводу того, относится ли заповедь заселения Эрец-Исраэль к каждому еврею или ко всему народу в целом. И даже среди тех ученых, кто придерживается первой точки зрения, многие считают, что эта заповедь актуальна лишь тогда, когда в Эрец-Исраэль живет большинство еврейского народа, ведущее образ жизни согласно законам Торы. 

Такие авторитеты, как Ребе сатмарских хасидов Йоэль Тейтельбойм (в книге "Ва-йоэль Моше") и Мукачевский Ребе Шапиро, учили, что сегодня нет обязанности жить в Стране Израиля" (Рав Адин Штейнзальц).

Вместе с тем непонятна установка, согласно которой "сегодня, когда нет Храма, мы не имеем возможности исполнять большую часть заповедей, обусловленных пребыванием евреев на Святой земле".

Иными словами: постройте нам Храм, а потом мы, может быть, приедем.

Казалось бы, после возрождения государства Израиль всякие препятствия для выполнения заповеди жить на Святой земле исчезли, но было выдвинуто очередное ухищрение, успокаивающее религиозную совесть евреев диаспоры: "что эта заповедь актуальна лишь тогда, когда в Эрец-Исраэль живет большинство еврейского народа, ведущее образ жизни согласно законам Торы". Однако и эта формулировка по сути подобна вышеприведенной, ибо согласно ей евреи диаспоры могут оставаться на местах, ожидая, когда же в Израиле "появится большинство еврейского народа, ведущее образ жизни согласно законам Торы".

В общем, как ни крути, а выходит, что сионизм с его главной идеей объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине в Израиле (Эрец-Исраэль), полностью соответствует сути Торы и противостоит попыткам эту суть приспособить к(вполне понятным с житейской точки зрения) интересам диаспоры, ибо сказанное "пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе" относится к каждому еврею.

В нынешней же ситуации, когда вероятность попыток уничтожения страны весьма велика, концепция сионизма по понятным причинам получает и моральную поддержку, ибо на вопрос "если завтра война?"-вряд ли ответ диаспоры будет внятным: мне, например довелось выслушать и такое циничное рассуждение: "если не будет диаспоры, некому будет возрождать Израиль в случае его гибели-или не так было и после вавилонского плена?". А буквально несколько дней тому назад в интернете появилось выступление некоего харьковского блогера, который от имени европейской диаспоры заявил, что именно они находятся на передовой линии борьбы с антисемитизмом, но честь и совесть (а также могилы предков) не позволяют(!) им оставить "поле боя" доколе существует хоть один антисемит: "мы хотим вернуться на родину предков с гордо поднятой головой как победители, а не как беженцы". Выступающий опять-таки не объяснил, кто будет охранять землю предков, пока европейские борцы с антисемитизмом вытесняют из Европы "амалекитян"? 

И здесь мы подошли к тому, с чего начали: с книги Шломо Занда "Кто и как придумал страну Израиль", представляющей цели сионизма беспредметными, поскольку все его устремления относятся к "придуманной стране" в том смысле, что нынешний Израиль не является страной евреев при всей своей еврейской декларативности. Увы, по поводу бесспорно еврейского характера нынешнего Израиля с профессором можно согласиться, но это тем более означает, что евреи должны жить в своей стране.

К этому цитата из речи Макса Нордау произнесенной им на третьем сионистском конгрессе в Базеле (15-18 августа 1899г.):

"Каким образом мы можем ожидать, чтобы мир признал за нами народные права и народную территорию, если он не уверен вполне, что мы, действительно, представляем собой народ и таким хотим остаться".

Источник: zahav.ru

Метки:

Читайте также