Читайте также
Ровно 64 года назад, 14 июня 1951 года, в Хайфе был основан завод американской корпорации "Кайзер-Фрейзер" для сборки автомобилей. Предприятие собирало в день по 4 машины, используя для каждой 3000 деталей, поступающих из США. Так, на третий год своего существования молодое еврейское государство сумело поднять далеко нетривиальный проект, успешно доказавший способность противостоять арабскому бойкоту.
Компания "Кайзер-Илин Таасиет ЛТД" стала первым в стране серьезным промышленным предприятием по сборке автомобилей. Инициатива создания в Израиле филиала американской фирмы "Кайзер-Фрейзер" принадлежала чрезвычайно предприимчивому уроженцу Харькова Эфраиму Илину.
Переехавший в 20-х годах еще ребенком в Эрец Исраэль Илин сумел стать преуспевающим коммерсантом, завязавшим деловые контакты от Египта до Италии. Его связи и возможности сыграли неоценимую роль в доставке из Европы вооружения для еврейской армии в канун и во время Войны за Независимость, а также в осуществлении репатриации 150 тысяч евреев из Румынии в год основания государства.
Производителем же автомобилей Илина сделали весьма необычные обстоятельства.
Все началось с того, что корпорация "Форд Мотор", поддавшись на давление Арабской лиги, угрожавшей бойкотировать ее продукцию, отказалась от данного ранее обязательства основать в только что созданном Израиле компанию по сборке своих автомобилей.
Бойкот, инициированный Арабской лигой и объявленный еще за три года до создания Израиля (тогда он относился к еврейским производствам в подмандатной территории), был направлен не только против любых израильских предприятий и организаций, но и против всех фирм, имеющих хоть какие-то экономические отношения с Израилем, а также всех компаний, имеющих экономические отношения с этими фирмами.
В ответ правительство Израиля приняло решение во что бы то ни стало создать предприятие по сборке автомобилей, отвечающее мировым стандартам. Проблема, однако, заключалась в том, что большинство мировых корпораций, опасаясь арабского бойкота, не было готово сотрудничать с еврейским государством.
Корпорация "Кайзер-Фрейзер" была относительно новой компанией, основанной после Второй мировой войны Джозефом Фрейзером, имевшим значительный опыт в производстве автомобилей, совместно с известным промышленником Генри Кайзером.
Илин, подружившись с заместителем президента фирмы Хикманом Прайсом, сумел обеспечить согласие американской корпорации на сотрудничество. По условиям сделки "Кайзер-Фрейзер" должна была инвестировать полмиллиона долларов, а сам Илин — два миллиона.
Существует история о том, что Илин, рискующий значительной частью всего своего состояния, специально прибыл в Нью-Йорк, в Бруклин, и попросил аудиенции у духовного лидера движения ХАБАД — раввина Менахема Мендела Шнеерсона.
— Рабби, это почти все, что у меня есть, — объяснил он свои сомнения, — подскажи, как мне поступить?
В ответ раввин призвал Илина ни в коем случае не отказываться от сделки, способной обеспечить рабочие места для сотен израильтян и стимулировать экономику молодого государства.
— Я обещаю тебе, что предприятие будет успешным, — предсказал ему раввин.
Получив благословение Любавического ребе, Илин вернулся в Израиль и через полтора года завод начал работу.
За сотрудничество с Израилем арабские страны подвергли американскую компанию бойкоту, а ее работников лишили даже транзитных виз.
Тем не менее корпорация не отступила. Сначала израильское предприятие собирало исключительно машины "Кайзер-Фрейзер", затем добавило к своему ассортименту джипы "Виллис", ставшие популярными в годы Второй мировой войны, "Дофин" и "4СВ" компании Рено, "Контессу" японской фирмы Хино и роскошные студебеккеры "Ларк".
Правда, Рено под арабским давлением быстро пошла на попятный. Подписав соглашение с израильским предприятием в начале 1959 года, французская компания уже через полгода стала срывать поставку деталей, а к осени призналась, что разрывает контракт, утверждая при этом, что действует исключительно из соображений рентабельности, а не поддавшись на арабские угрозы. Кроме внешнего давления, хватало и бюрократических проблем внутри страны.
И все же, несмотря на трудности, "Кайзер-Илин Таасиет ЛТД" в первые годы существования государства стала одним из важнейших экспортных предприятий, обеспечивающим 28% всего промышленного экспорта страны и трудоустроившим на пике своего успеха две тысячи человек в Нешере, Ашкелоне и Тель-Авиве.
Развитие израильской экономики, выстоявшей в первые, самые тяжелые годы, стало постепенно размывать стену арабского бойкота. К концу 60-х годов на израильском автомобильном рынке появилась японская "Субару". Вскоре она уже была столь популярна в стране, что крошечный Израиль превратился во второго по величине импортера "Субар" после США.
Вместе с тем, появление мощных конкурентов все больше снижало рентабельность сборки автомобилей в Израиле. Наконец, в 1969 году компания, за 18 лет успевшая собрать 100 тысяч автомобилей, была объединена с другой израильской машиностроительной фирмой и перестала существовать.
Тем временем в 1977 году Конгресс США принял специальный закон, накладывавший экономические санкции на американские фирмы, поддающиеся арабскому бойкоту, фактически похоронив его окончательно.
История более чем полувековой давности удивительно созвучна событиям, происходящим в наше время. На смену антиизраильскому бойкоту Арабской лиги пришел бойкот, продвигаемый с середины нулевых годов международными исламскими организациями, опирающимися на быстро растущее в странах Европы мусульманское меньшинство и вновь шантажирующими европейские фирмы, сотрудничающие с Израилем.
Недаром лицемерные заявления гендиректора французского телекоммуникационного оператора "Оранж", заявившего о прекращении работы в Израиле, практически точно повторяют слова руководителей фирмы "Рено", произнесенные полвека назад.
Вот только нынешний Израиль, способный самостоятельно развивать многие, в том числе и критические технологии, куда менее зависим от прихотей иностранных фирм, чем в прошлом. Да и продавать свою продукцию ему, помимо Европы, в глобализованном мире есть куда.
А в Конгрессе США уже проходит утверждение новый законопроект, обусловливающий европейские страны, желающие заключить с США договор о свободной торговле, отказом от антиизраильского бойкота.
Так что, если на третий год существования Израиль доказал, что способен противостоять бойкоту, уж на седьмом десятке, на горе своим недругам, выстоит и подавно.