Читайте также
"Ну-ка мечи стаканы на стол
И прочую посуду.
Все говорят, что пить нельзя.
А я говорю, что буду!"
Б. Гребенщиков
Знатокам иврита известно, что на этом языке слово "назир" обозначает монаха.
Что ж, со словами часто так бывает: века трансформируют их до такой степени, что родная мама (или, в данном случае, носительница языка прошлого или позапрошлого столетия) не узнает, а мы сами без специальных расследований и не догадаемся, что, например русское "вратарь" когда-то означало не защитника футбольных ворот, а верного господину привратника, а выражение "после дождичка в четверг" не невинная поговорка, а языческое заклинание, бытовавшее у славян до крещения Руси.
Что же касается назира, то это вовсе не монах в темной рясе, под которой скрываются вериги, и даже не веселый брат Тук - соратник Робина Гуда и любитель хмельного, а скромный еврей, который как раз решает от хмельного отказаться.
Собственно говоря, изгнание из употребления алкоголя плюс обет не стричься - это как раз и есть основные пункты из кодекса назира.
С одной стороны, кажется, что Тора полностью поддерживает решение человека принять дополнительные устрожения, как мы можем узнать из той самой главы, которую повсеместно читают на этой неделе: "если мужчина или женщина даст строгий обет назирейства, чтобы посвятить себя в назиры Г-споду, то от вина и хмельного должен воздержаться; уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и виноградин свежих или сухих не есть. Во все дни назирейства его ничего, что делается из винограда, от зерен до кожицы, ему не есть", ну, и так далее.
Безусловно, подобная самоотверженность должна быть достойна похвалы. Ведь вот: человек осторожничает. Понимает, что градусы спирта опасны и могут до добра не довести. А потому пьянству - бой! И абсолютное восхищение общества анонимных алкоголиков.
С другой стороны, почему же еврейские мудрецы так неодобрительно относились к назирам и всячески старались снять с них необдуманно возложенный обет?
Вот, например, великий рабби Шимон бен Шетах (конец 2 - первая половина 1 вв. до н.э.) однажды смог скостить срок назирейства ради возвращения к "нормальной жизни" аж половине из обратившихся к нему трехсот незадачливых назиров.
Да потому, что, как сказано в источниках: "Мало им, что ли, тех запретов, которые и так накладывает Тора? Зачем добавлять еще?"
А почему бы не добавлять? Разве ты не становишься более праведным от каждого подавленного желания материального наслаждения? Разве ты не возвышаешься духовно от каждой победой над плотью?
А потому, что в Талмуде сказано, что "без вина нет радости". И потому, что не случайно любая семейная или прописанная календарем (субботы и праздники) радость сопровождается, как минимум, бокалом вина, а иногда (как, например, в Пасху) и четырьмя.
И еще потому, что сказали мудрецы: "Вошло вино, вышла тайна". И при этом они совсем не имели ввиду, что люди подшофе излишне болтливы (что у трезвого на уме, у пьяного на языке), а хотели раскрыть нам один из каббалистических секретов: алкоголь способствует расширению сознания и постижению высших тайн мироздания. Ведь не случайно на иврите "вино" и "тайна" имеют одну и ту же гематрию - сумму числовых значений букв, каждая из которых еще и цифра.
Да, можно переборщить. Да, можно испугаться. Но достаточная ли это причина для отказа от новых возможностей и новых граней жизни?
Назир скажет, что да. Но еврейские мудрецы большинством голосов признают обратное: не стоит бежать от жизни из-за изобилующих в ней опасностей. Не стоит бежать в "монастырь". Не стоит скрываться в гетто.
Именно подобная отрицательная тенденция заставляет многих прятаться от цивилизации с ее "сатанинскими" соблазнами. Именно из-за подобного страха они не желают служить в армии и выходить на заполненные "чужеродными" элементами улицы.
Не потому что это на самом деле нельзя. А потому что это может "опьянить", вскружить голову, довести до греха.
Что ж, согласимся, это риск. Но не больший ли риск отвернуться от мира и, как следствие, не только не распробовать его, но и недодать ему того, чем ты и только ты мог бы с ним поделиться?
Да, на улицах бывают дождь и грязь. Там так легко промочить ноги и запачкаться. Но там свежо. И только там гуляют "поющие под дождем", которых иначе не встретить.
Мы пришли в этот мир не для того, чтобы от него прятаться! А потому поддержим вовсе не римское, а самое что ни на есть еврейское, одобренное Талмудом, выражение: "Истина в вине!"