Читайте также
Вот и выборы на носу… Точнее, выборы в Израиле всегда на носу. Они как время года – неизбежно придут и пройдут, не оставив после себя ничего, кроме легкой грусти. Такие выборы как в Израиле мало где еще есть – разве что в Италии. Легкие, пустопорожние, не относящиеся ни к чему, кроме обещаний политиков, которые никто не собирается не то, чтобы выполнять, но даже и вспоминать. Благо их и избиратели не вспомнят. А если и вспомнят, что с того? Не проголосуют они за этого политика и его партию, что ли? Да и не проголосуют – велика проблема! Проголосуют другие. Которых надула другая партия. А твои бывшие пойдут голосовать за кого-то другого, который забудет о них в свой черед. Или не пойдут вообще. Кому какое дело?
Выборы – характерная особенность демократии. Строя, который, как сказал кто-то из циничных старых англосаксов, едва ли не Уинстон Черчилль, позволяет группе мерзавцев управлять толпой идиотов. Старый бульдог с его парламентским опытом хорошо знал, что говорил. Кто-кто, а он в стенах парламента провел не одно десятилетие и получил от него все, что только можно было получить. И власть. И шельмование. Преданных сторонников и страстных врагов. Переменчивую любовь народных масс. Подколки прессы. И каждый раз ему приходилось идти на выборы, чтобы удержаться на плаву – как и всем, кто играет в политику. Притом, что мало что изменилось в этом любимом занятии пожилых мужчин со времен, когда в Риме избирали консулов или в Сити – мэров.
Как там у российского театрального коллектива «Квартет И», наполовину состоящего из евреев, в спектакле «День выборов»? «Выборы, выборы – кандидаты п-доры»? Потому что нет к этому слову другой рифмы? А ведь на самом деле, на первый взгляд вроде бы ее и нет. И на второй. И на тридцать третий. А как посмотришь на всех этих кандидатов пристально, так и вообще никакой другой рифмы в отношении их нет и быть не может. С начала времен до наших, либерально-демократических и толерантных. Когда кандидата на костер не пошлешь и на дыбу не вздернешь. Вне зависимости от того, Елена Мизулина он – кандидат, или Захава Гальон. Евгений Федоров или Амир Перец. Поскольку толку от всех помянутых персонажей странам, которые они представляют, примерно одинаково.
Но выборы - в Израиле, поговорим же именно о них. Поскольку говорить о российских толку никакого. Ну, придут в России в парламент какие-то партии, состоящие из каких-то людей. И что? Обращает на них внимание правительство, вне зависимости от того, что они все там про него говорят и какие законы принимают? Не очень. А президент? И на парламент, и на правительство? Ну, демонстративно-показательно – это, конечно, да. Но не внимание, а, скорее, взор. То гневный, то милостивый. По обстоятельствам. А на самом деле? Правильно, не обращает. И совершенно резонно. Чего на них всех его обращать? С какого такого бодуна? Несут невесть чего, попусту между собой годами перелаиваются. Не делают ни черта и делать не будут, потому, что ни к чему, кроме всей этой болтовни, не способны. Так что чем их меньше слушаешь, тем звону в ушах меньше.
Что до Израиля – тут, конечно, другое дело. Тут все как на подбор – бескорыстные как и положено депутатам Кнессета. Конструктивные и сдержанно позитивные друг к другу. Радеющие только о стране. Не дай Б-г, чего не доработают – это ж можно какой-никакой вред нанести Эрец-Исраэль. Или, что еще хуже, не принести пользы. Не себе – о себе они в последний момент думают. Государству. Отчего чистота дум и рук будущих депутатов – предмет первейшей заботы всего населения. Особенно полиции и прессы. И если они кого в чем не надо заподозрили – копать будут до центра Земли. Как это вот уже шестой раз происходит с Авигдором Либерманом и его партией, в отношении которых к очередным выборам обязательно начинается полицейское расследование – куда же без него! Причем если оно аккурат перед выборами не прогремит по всем газетам, так и выборы не выборы. Как гром в весеннюю грозу в России. Нет грозы в начале мая – нет весны.
Все это напоминает историю Менахема Бегина и Ариэля Шарона и, скорее всего, окончится не самым приятным для противников Либермана образом: станет он тем самым премьер-министром, которым они его видеть не хотят. После чего никакой катастрофы не произойдет. Те из них, кто поумнее и похитрее, к нему присоединятся, как присоединился к Шарону его старинный антагонист и оппонент Шимон Перес в надежде пережить и взять свое (и ведь на самом деле пережил и взял – к сожалению). Те, кто попринципиальней и поглупее со страстностью будут его обличать и шельмовать, толку от чего им будет мало. Что до его обещаний избирателям – увидим. До сих пор он вел себя почти идеально. Что обещал, за то и боролся. Но ведь, с другой стороны, премьер-министром он пока что не был? Кто их, политиков, знает? На Бегина и Шарона тоже многие надеялись…
…Выборы в Израиле будут весной. В России будет холодно. Снег – на большей части страны. Грязноватые лужи на юге. А в еврейском государстве будет тепло. Средиземное море, не говоря уже о море Красном – места курортные. Может быть, оттого там и выборы такие. Шумные, скандальные, с вечными коррупционными расследованиями, сенсациями на каждом шагу и горами, которые рожают мышей. Соглашения между бывшими противниками. Расколом сторонников. Не парламент, а террариум единомышленников. Цирк на конной тяге. Причем клоунов на каждом шагу – что грязи. А львов Иудеи как-то не видно. Не зоологических, тех перебили еще крестоносцы, а в переносном смысле. Принятом в еврейской традиции с тех самых, не столь уж отдаленных времен, когда предки нынешних евреев писали Талмуд. И ничего не знали о партии Мерец и тем более о гей-парадах, которые вряд ли одобрили бы даже в самом сильном подпитии.
Так что все, как всегда. Левые тянут свою жвачку про мирный процесс, Абу-Мазена – партнера Израиля (интересно, а сам он знает, что он их партнер?) и насчет социальной справедливости. Ортодоксы и арабы мрачно сгоняют электорат по принципу – ни шагу назад. Восточные традиционалисты голосуют за раввинов разной степени продажности. Правые – за старые партии или за новые, в зависимости от того, кому они пока что верят. Точнее, от того, кто и в какой степени надул их в прошлый раз. Сторонние наблюдатели спорят и критикуют. Политические маргиналы несут околесицу насчет «зеленого листка» (это, кто не знает, не про экологию, а про легкие наркотики) и прочие материи такого же рода. Ехал грека через реку…
Бродят по Израилю ошалевшие от весны коты и прочая живность: весна, размножаться надо. Идут в партиях праймериз – кандидаты в депутаты меряются местами в списках. Не по настоящему – понарошку ругают друг друга, общаясь с журналистами. Пишут доносы в полицию – это уже по-настоящему. Поскольку всего мало, а всех много. И всего на всех не хватает. В конце концов, выборы-выборами, а мест в Кнессете всего сто двадцать…